Эффективный инструмент в коррекционной работе
с различными вариантами развития
(рецензия монографию Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в
детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. –
4-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 474 с.)
Лассан Л.П. (Санкт-Петербург)
|
Лассан Людмила Павловна
– кандидат психологических наук, профессор кафедры
клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена.
E-mail:lassan@mail.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Монография профессора
МГППУ, известного нейропсихолога Анны Владимировны Семенович посвящена
важной проблеме коррекции детей с отклонениями в психическом развитии.
Об актуальности и востребованности этой книги говорит тот факт, что
данное издание является четвертым (первое – того же издательства
в 2007 году – см. также раздел
НОВЫЕ КНИГИ информационного
портала medpsy.ru).
Структурно монография состоит из трех частей. В первой части
рассматриваются фундаментальные нейропсихологические закономерности
психолого-педагогического сопровождения процессов развития, в том
числе, изложены научные основы нейропсихологического сопровождения
процессов развития и представлен метод замещающего онтогенеза в
качестве базовой технологии нейропсихологической коррекции,
абилитации и профилактики в детском возрасте. Как пишет
А.В. Семенович, «…В качестве основополагающего
в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с
основными этапами формирования мозговой организации психических
процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех
участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были
эффективно освоены» (с. 64). Автором предлагается схема
внедрения метода замещающего онтогенеза в коррекционную практику,
первым этапом которой является использование системы упражнений,
направленных на формирование произвольной саморегуляции. По мнению
А.В. Семенович, «…Первоочередная оптимизация
психологических конструктов, опосредуемых лобными системами мозга,
является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической
коррекции в целом» (с. 72). Автором убедительно
обосновывается и последовательно рассматривается коррекция и
абилитация функционального статуса лобных отделов мозга
(3 функциональный блок мозга), коррекция и абилитация функционального
статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых
и межполушарных взаимодействий (1 функциональный блок мозга),
коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов
мозга и межполушарных взаимодействий (2 функциональный блок мозга).
Вторая часть посвящена практическим вопросам комплексной
нейропсихологической коррекции и абилитацмм процессов развития в
детском возрасте. Представлены конкретные психотехники и
упражнения для каждого описанного в первой части
уровня коррекции. Так, в разделе, посвященном оптимизации
функционального статуса глубинных образований мозга, приводятся
описания дыхательных упражнений, массажа, самомассажа,
упражнений для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела,
преодоления патологических ригидных установок и синкинезий и
пр.. Применение этих методов, по мнению автора, создает основу для
оптимального статуса подкорково-корковых интеграций, меж- и
внутриполушарных взаимодействий и их динамических перестроек. Для
формирования операционного обеспечения вербальных и невербальных
психических процессов (зрительного и слухового гнозиса,
кинестетических и кинетических процессов, пространственных и
«квазипространственных» представлений, мнестических
процессов) предлагается использовать обширный набор упражнений
– игр, подробное описание которых приводится в монографии.
Методы этого уровня направлены на стабилизацию межполушарных
взаимодействий и функциональной специализации левого и правого
полушарий. Особое значение имеет оптимизация и развитие
функционального статуса лобных отделов мозга поскольку обеспечивает
формирование произвольной саморегуляции. Для коррекционной работы в
этом направлении описываются многочисленные игры-упражнения ,
направленные на формирование и развитие произвольного внимания,
программирования, целеполагания и самоконтроля, коммуникативных
навыков, понимания причинно-следственных отношений, обобщающей
функции слова и пр. Приведенные во второй части конкретные методы
коррекционной работы отличаются простотой и понятностью. Именно
поэтому особо необходимо отметить твердую позицию А.В. Семенович
по поводу их применения на практике – пользоваться ими должны
только опытные и знающие специалисты, освоившие базовые постулаты
нейропсихологии, владеющие принципами системно-эволюционного анализа,
обучившиеся у опытных специалистов.
В третьей части представлены дидактические материалы в виде
трех авторских программ занятий с детьми разного возраста,
разработанных на основе базового алгоритма «метода
замещающего онтогенеза». В первой программе (автор
Е.В. Пивоварова) представлены курсы индивидуальных и групповых
занятий с детьми 5-6 лет. Вторая (авторы М.В. Евлампиева,
Т.Н. Ланина, М.В. Черенков) является расширенной
модификацией первой и содержит варианты коррекционных циклов
психолого-педагогического сопровождения психического развития
детей в возрасте 5-10 лет. Третья (автор Т.Н. Ланина)
представляет собой курс занятий с детьми 4-7 лет и ориентирована
на формирование предпосылок речевого развития и инициацию потребности
ребенка в активной коммуникации.
Подводя итог, можно сказать, что книга Семенович А.В.
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза» является ценным пособием для
практических психологов и педагогов, ориентированных на
эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов
развития.
Ссылка для цитирования
Лассан Л.П. Эффективный инструмент в коррекционной работе с различными вариантами
развития (рецензия монографию Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в
детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. – 4-е изд.
– М.: Генезис, 2011. – 474 с.) [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|