Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Рецензия на монографию Романчука О.И.
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»
/ Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010.

Солондаев В.К. (Ярославль)

 

 

Солондаев Владимир Константинович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

E-mail: solond@yandex.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Жанр рецензируемой книги (см. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала «Медицинская психология») определен издательством и автором как практическое руководство – «практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками» (издательский словарь). Поэтому говорить о содержании книги в отрыве от контекста, в котором она может быть использована, – дать неполное представление. Однако говорить о содержании только в контексте отечественной практики тоже не вполне корректно. Автор – украинский психиатр, психотерапевт, живет и работает во Львове.

Актуальность проблемы, которой посвящено практическое руководство О. И. Романчука, не вызывает сомнений. Автор очень точно сформулировал проблему: «Если подростки с СДВГ и попадают в сферу охраны психического здоровья, то обычно с уже вторичными проблемами…» (С. 86). К сожалению, эти слова справедливы и по отношению ко многим другим психическим расстройствам.

В руководстве описана работа с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Вызывает уважение корректность авторского подхода, отказ от иллюзорной ясности, которая не переходит в наукообразное усложнение без того непростой проблемы. Как замечено астрономом И. С. Шкловским, к любому научному тексту применимы два высказывания: а) «Не надо усложнять!» и б) «Не будем упрощать!». О. И. Романчуку явно удалось найти путь изложения, уравновешивающий эти возможные возражения. В руководстве приведены данные многочисленных (к сожалению, в основном зарубежных) исследований СДВГ. Достаточно полный обзор научной литературы дополняют материалы из опыта работы. Эти материалы, на наш взгляд, несомненно, вызовут интерес практиков, позволят еще раз убедиться в том, что проблемы детей с СДВГ в Украине мало отличаются от проблем таких детей в России.

Хотя критерии по DSM-IV заметно отличаются от критериев по МКБ-10, но как бы мы не интерпретировали СДВГ, мы придем к выводу о том, что данное явление относится к хроническим психическим расстройствам с высоким показателем коморбидности. Поэтому закономерно, что автор – детский психиатр. Этот момент тем более важен, что врач-психиатр в практическом руководстве последовательно обосновывает и описывает не сугубо медицинскую (психиатрическую) помощь, а работу мультидисциплинарной команды, в которую входят детский психиатр, психотерапевт, психолог, детский невролог, социальный педагог, социальный работник, видеотренер. Специалисты многих отечественных учреждений здравоохранения и образования могут лишь позавидовать успешно используемым негосударственным центром «Джерело» возможностям взаимодействия разных специалистов. Как пишет О. И. Романчук, «…Психологическое просвещение и обучение методам поведенческой терапии является основной формой помощи как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Психофармакотерапия также является базовым вмешательством и применяется у детей с более тяжелыми формами СДВГ в школьном возрасте…» (С. 140).

Поведенческая терапия – очень непростой для специалистов предмет изложения. Автор, несомненно, разочарует тех читателей, которые ищут в специальной литературе готовых рецептов для стандартных ситуаций: «…Акцент делается на том, чтобы помочь родителям понять суть и принципы необходимых для ребенка вмешательств, а не «диктовать» алгоритмы техник. Техника разрабатывается совместно с родителями после достижения понимания основных принципов терапии…» (С. 153). Но заинтересованные специалисты, готовые потратить собственные силы на осмысление и практическую реализацию изложенного материала, найдут в руководстве много ценной информации.

Но при всех бесспорных достоинствах содержания книги О. И. Романчука, ее необходимо рассмотреть и в том контексте, в котором она будет применяться. Наш опыт работы в детской клинической психологии говорит, что критика автора именно со стороны практических специалистов может быть весьма жесткой. Жесткую критику такого рода вызывает любое издание, выполненное на высоком профессиональном уровне. Дело в том, что ни один автор и даже ни один авторский коллектив не может в существенной мере продвинуться к решению многих проблем, стоящих перед психологической практикой. При всех достоинствах руководства, написанного О. И. Романчуком, в нем не содержится решений некоторых проблем, без которых работа с детьми, имеющими СДВГ, невозможна. Есть две взаимосвязанных проблемы, которые автор корректно «обходит»: сущность СДВГ как психологического феномена и влияние микросоциальных факторов на развитие детей с СДВГ. Без удовлетворительного ответа на эти вопросы в каждом конкретном случае невозможны ни диагностика, ни оказание помощи ребенку с СДВГ. На наш взгляд, дело вовсе не в том, что автору неизвестны частные ответы на эти вопросы. Дело в том, что сами вопросы намного сложнее, чем хотелось бы. Сама возможность существования общих ответов на подобные вопросы пока не исследована в достаточной степени. Поэтому ответ, удовлетворительный в одном случае, легко окажется совершенно неудовлетворительным и в другом случае, и, тем более, в другом социокультурном контексте. В этой связи отнюдь не случайно наличие «широкого» и «узкого» понимания СДВГ соответственно по DSM-IV и МКБ-10. Было бы странно, если бы детский психиатр и психотерапевт в практическом руководстве занялся постановкой и обоснованием указанных проблем, далеко выходящих за рамки задач, поставленных в книге. Но это не отменяет сам факт существования указанных проблем, решением которых могла бы заняться клиническая психология.

В заключение следует отметить еще одно яркое достоинство издания – стиль и язык изложения. Данное практическое руководство – это перевод с украинского, переводчик – А. Секунда, редактор перевода – Д.Ф. Гадельшина. Именно им следует адресовать благодарность за литературные достоинства текста, не слишком часто встречающиеся в специальных изданиях. Например, истории родителей, написанные «от первого лица» – удивительно редкий и интересный материал, который эмоционально убеждает в возможности успешной работы и дестигматизации детей с СДВГ и выявляет множество содержательных нюансов работы специалистов. Легкость восприятия сложного содержания обеспечивается не только стилевыми, но и эмоциональными особенностями языка. Приведем лишь одно высказывание автора, которое отражает общий тон всей книги: «Без их радости и любви к жизни, неисчерпаемого энтузиазма и непосредственности этот мир будет тусклее и беднее, в нем не будут хватать чего-то очень хорошего…» (С. 12).

Даже если бы руководство О. И. Романчука имело лишь литературные достоинства, его можно было бы рекомендовать специалистам, работающим с детьми. Но гораздо приятнее рекомендовать книгу, зная, что она имеет гораздо более широкий круг достоинств.

 

 

Ссылка для цитирования

Солондаев В.К. Рецензия на монографию Романчука О.И. «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» / Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы