Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Репортаж о международной конференции
«Образ тела и идентичность в современном мире»
(«Body Image and Identity in Contemporary World» –
8-9.04.2011, New York)

Копытин А.И. (Санкт-Петербург)

 

 

Копытин Александр Иванович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

E-mail: alkopytin@rambler.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

 

Проблемы поиска психологической и культурной идентичности в бурно меняющемся мире приобретают все более насущный характер. Постиндустриальное общество с его активно протекающими процессами межкультурного обмена и глобализации, активное применение информационных технологий и «диктатура массовой культуры» делают все более проблематичным сохранение индивидуальной и групповой самобытности, создают повышенный риск подмены реального человеческого опыта его фетишизированными маркерами. Серьезную трансформацию переживает телесная сфера человека, понимаемая не только как совокупность биологических, но и социокультурных характеристик. Не случайно, темы идентичности и телесности все чаще становятся предметом междисциплинарных исследований. Посетив одну из научных конференций по данным проблемам («Межличностная динамика идентичности») в Мюнхене в марте этого года, организованную Всемирной ассоциацией динамической психиатрии, я вновь оказался на самом их «острие», перелетев в апреле через Атлантику.

Конференция имела выраженный межкультурный и междисциплинарный характер и была посвящена социальным, художественно-эстетическим и клиническим аспектам телесности и идентичности. Основные обсуждаемые на конференции вопросы включали следующие:

•  Как телесный опыт образ и восприятие тела влияют на формирование идентичности?

•  Какое воздействие на процесс формирования идентичности и восприятие тела оказывают культурные нормы, социальная и клиническая практика?

•  Какое место в этом процессе занимают социальные конструкты «здоровья» и «болезни», «нормального» и «патологического» в понимании идентичности и телесности?

•  Каковы отношения между репрезентациями телесного опыта и идентичности в современном искусстве и представлениями о нем в разных областях научного знания, в частности, в медицине, психологии, социологии?

Спектр представленных на конференции областей практики и научного знания был чрезвычайно широк и охватывал косметическую хирургию, нарушения пищевого поведения, вопросы биоэтики, применение разных видов биологической, психологической и социальной помощи, включая психотерапию и терапию искусством, в лечении и реабилитации инвалидов и людей с проблемами восприятия собственного тела и идентичности, творчество художников-аутсайдеров, боди-арт и многое другое.

Инициатором данного мероприятия выступил Нью-Йоркский городской университет (НЙГУ) – крупнейшее учебное заведение не только в масштабах этого мелаполиса, но и страны в целом, с огромным количеством программ последипломного образования, аспирантов и докторантов. Университет также известен как крупнейший центр междисциплинарных исследований с определенным акцентом на социальной и социально-психологической проблематике. Активный вклад в подготовку конференции внесли такие организации, как секция искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и исследовательская группа «Пандора», представляющая парижский университет им. Д. Дидро.

8 апреля с приветственным словом к участникам обратился Вильям Эбенштейн – декан факультета здравоохранения и социального развития НЙГУ, а также Екатерина Суханова – координатор учебных программ института последипломного обучения при НЙГУ. Программу открыл пленарный доклад президента секции искусства и психиатрии ВПА, психиатра, психоаналитика и искусствоведа из Вены Ганса-Отто Томасхоффа. Его выступление было посвящено механизмам творческой деятельности (прежде всего, изобразительного искусства) в состоянии здоровья и психической болезни. Оно являлось попыткой комплексного описания некоторых закономерностей  создания и восприятия произведений изобразительного искусства с позиций психиатрии, психоанализа, нейропсихологии и культурологи. Докладчик касался адаптивной функции искусства и творческой деятельности на разных этапах онтогенеза и развития человеческого сообщества. Была также обозначена роль тела и определенных систем человеческого организма, а также психики и культуры при оперировании художественными образами. По мнению докладчика, человеческое тело было и остается центральным объектом художественно-эстетического отражения и восприятия.

Дальнейшая работа, за исключением последнего доклада, происходила по секциям, и при этом четыре секции работали одновременно. Поэтому из 18 секций мне удалось побывать только на шести из них. Так, в первый день я посетил секцию «Образы тела, тело воображаемое и тело воображающее», где прозвучали доклады: «Американские голоса, индийские тела: телесная самопрезентация работников транснациональных корпораций в Индии» (Б. Хашми, НЙГУ), «Секс, бумага и воображаемое тело» (П. Кара, НЙГУ), «Странная телесность зомби» (Ш. МакГлоттен, НЙГУ).

В первом докладе обсуждались проблемы культурной идентификации и восприятия собственного тела, связанные с процессом глобализации и затрагивающие специалистов транснациональных корпораций. Ш. МакГлоттен рассказывала о драматичной жизни людей с проблемами гендерной самоидентификации (в частности, лиц с так называемой гендерной дисфорией). В фокусе ее внимания были трансгендерные субъекты, оказавшиеся в местах  лишения свободы и нередко становящиеся жертвами сексуального насилия и издевательств со стороны сокамерников. В связи с этим докладчица обратила внимание на несовершенство современных классификаций сексуально-гендерной ориентации и документов, регламентирующих содержание заключенных и оказание им разных видов помощи. Она выразила озабоченность тем, что это приводит к игнорированию интересов некоторых гендерных меньшинств, многочисленным нарушениям их прав, поддерживает их стигматизацию и не позволяет проводить необходимые в некоторых случаях медицинские и психологические вмешательства.

Ш. МакГлоттен рассмотрел «феномен зомби-тела» (тело восставших из мертвых) и его представленность в современной массовой культуре (в особенности, литературе и кинематографе), средствах массовой информации. Данный феномен, по мнению докладчика, тесно связан с восприятием тела некоторых людей, в частности, наркозасвисимых, ВИЧ-инфицированных, геев, наделяя их подчас гротескными, мифологизированными, демоническими атрибутами. С этим феноменом также связана сложная социальная и межличностная динамика, касающаяся агрессивности и сексуальности.

Во время обсуждения этих трех докладов (модератор – Л.Д. Мур) было обозначено частичное сходство затронутых в них социальных и внутриличностных динамик, касающихся изменения идентичности и телесного образа Я у определенных групп населения. В некоторых случаях происходит их маргинализация и стигматизация (самостигматизация), возникает ощущение их чуждости культурной среде с повышенным риском насилия и саморазрушительного поведения. Л.Д. Мур также обратила внимание на то, что бытующие в культуре описательные категории, связанные, например, с телесной и гендерной идентификацией и самоидентификацией, обладают ригидностью и во многих случаях не обеспечивают интеграцию определенных аспектов человеческого опыта.

Секция «Кросс-культурные парадигмы красоты» была открыта докладом А. Фореро-Пена (аспирантка – НЙГУ), посвященным «производству красоты и красавиц» в Колумбии. Были затронуты такие культурные и социальные факторы, как доминирование патриархальных ценностей, высокий уровень криминализации и коррупции власти в этой стране с «диктатурой наркобаронов», потребительское отношение к женскому телу. Э. Н. Гейл (НЙГУ) посвятила свой доклад творчеству Алисии Партной, являвшейся политической узницей в Аргентине в 1970-е гг. Она описала пережитый ею опыт грубого насилия в мемуарах, что явилось фактором ее морального выживания и сохранения идентичности.

Клинический психолог, аспирантка парижского университета Д. Дидро, Юлия Попова (прошедшая более десяти лет назад в Санкт-Петербурге курс обучения «Арт-терапия: многообразие подходов») посвятила свое выступление поэтическому творчеству и идентичности В. Хлебникова, воспринимаемых через призму клинико-психиатрических и психоаналитических (прежде всего, лаканианских) представлений. Она рассмотрела сложную диалектику отношений символического (мистического) и реального в его творчестве, тесно связанную с психотическими переживаниями. Драматически объединяя два мира, Хлебников пытался воскресить свое «мертвое» тело, разрабатывая личную мифологему нового, всемогущего тела как Хлеба.

Данная секция, в целом, обозначила разные культурные перспективы интеграции «аномальных» (точнее, отклоняющихся) аспектов телесного опыта, порождающих причудливые формы творческой самоидентификации. Некоторые из них, очевидно, служат психологическому выживанию субъекта в экстремальных либо аномальных социальных условиях жизни. В некоторых случаях, однако (что больше относится к ситуации в Колумбии), аудиторию больше интересовало то, какова может быть роль социальной и политической активности женщин и культурных активистов в преодолении эксплуатации женского тела.

Для участников конференции вечером была организована неформальная встреча на базе Музея народного искусства (American Folk Art Museum). Помимо богатой коллекции произведений народных художников-самоучек (наивистов), в музее представлено большое количество работ художников-аутсайдеров – в основном, американцев, хотя имеются и работы известных на весь мир европейских авторов, таких, как Алоиза Кобраз, Жульен Пужоль, Фридрих Шредер-Зонненштерн.

В дни конференции в музее была развернута выставка работ американского фотохудожника-аутсайдера Юджина фон Брюнкенхейма, представлявшего себя как «свободного художника, поэта и скульптора, изобретателя, создателя стрел, конструктора изделий из человеческих костей, фотографа, архитектора, философа». Работая в цветочном магазине, а затем в булочной, он скрытно от окружающих более 40 лет занимался разными видами творчества. После его смерти было найдено большое количество фотографий, живописных, графических и скульптурных работ, а также его стихи и проза. Он часто фотографировал свою жену Марию. Она охотно соглашалась быть его фотомоделью, украшая себя довольно причудливым образом. Творчества Юджина фон Брюнкенхейма на сегодняшний день рассматривается как часть «золотого фонда» американского и мирового аутсайдер-арта.

Секция «Внутренний опыт и его внешнее проявление», вместе с двумя другими, открыла второй день конференции. Первым было выступление Дж. Ф. Тенсии (Университет Адельфия) на тему «Изменение образа собственного тела: разные виды направленности внимания в танцевально-двигательной терапии (ТДТ)». Акцент был сделан на возможностях ТДТ в решении задач, связанных с достижением психофизической интеграции, в том, числе, в связи с определенными эмоциональными и поведенческими нарушениями. Докладчицей был представлен случай проведения сеансов ДТД с пациенткой, неоднократно в течение жизни становившейся жертвой сексуального насилия. Хотя пациентка испытывала большие трудности в танцевально-двигательной экспрессии, используя дифференцированную фокусировку внимания на разных аспектах ее физического и эмоционального опыта, даже при ее незначительной двигательной активности, психотерапевту все же удалось достичь положительного эффекта.

Использованию йоги, диеты и медитации на теле было посвящено выступление Софьи Фридман (Американская ассоциация университетских женщин, Университет Рио-де-Жанейро), профессионального диетолога, практикующего данное сочетание психофизических воздействий уже более 40 лет с разными категориями пациентов. Она привела пример использования описанного лечебного подхода в индивидуальной работе с пациенткой с аутоиммунным заболеванием. Показательно, что проводимая терапия оказала положительное воздействие не только на физическом, но и психологическом уровне, повысила самооценку больной и качество ее жизни.

Проблеме лукизма было посвящено выступление Э. Ниоси и С. Трапани (Университет Лонг-Айленда и колледж Ла-Гвардиа, НЙГУ). Представив лукизм как особый психосоциальный феномен, связанный с формированием определенного мнения о человеке на основе восприятия его внешности, авторы обозначили некоторые его негативные последствия, такие как недооценка внутренних качеств человека, его профессиональной компетентности. Они также показали дискриминирующий эффект лукизма, дающий основание говорить о необходимости противодействия подобной дискриминации. В то же время, они показали перспективность развития специальных тренинговых программ, позволяющих их участникам научиться предъявлять себя в социуме и достигать более высоких профессиональных и личных успехов путем развития навыков саморегуляции  и работы с телесным образом Я.

Доклады секции «Телесность и образ: развитие новых отношений между технологией и телом» акцентировали внимание на разработке новых способов саморегуляции и лечения на основе сочетания психологических и физических воздействий. Также при этом дискутировались некоторые культурные тенденции, связанные с «технологизацией» человеческого тела. Так, К. Каннингам представила относительно новый метод лечения (десенситизация и репроцессинг на основе движения глаз, ДРДГ) используемый в США в последние годы все более активно с военнослужащими с посттравматическим стрессовым расстройством. Метод ДРДГ связан с изменением деятельности мозга на основе сенсорной стимуляции, используемой с целью переработки травматичного опыта.

Э. Спургас (НЙГУ) представила доклад о диагностике и лечении гипоактивной сексуальной дисфункции у женщин (согласно диагностическому руководству DSM-V) на основе применения фармакотерапии и работы с образами. Она также коснулась «белых пятен» в изучении сексуальной сферы женщин. С. Траппен (НЙГУ) выступила с докладом «Технологическая наука и фетиш: создание тел и оружия», в котором рассматривался феномен фетишизации солдатского тела. Она привлекала при рассмотрении данного явления психоаналитическую концепцию фетиша, а также идеи К. Маркса о капиталистической эксплуатации и подмене реальных человеческих отношений фетишизированными отношениями. Так, согласно Фрейду, фетиш как психологический и социальный феномен связан с внутренней фрагментированностью субъекта, при которой обладание объектом обеспечивает компенсацию и ощущение большего психологического комфорта. Траппен предоставила богатый материал, иллюстрирующий превращение солдатского тела с культурный фетиш. В качестве одного из примеров культа солдатского тела и его технологической эксплуатации, помимо тех, что относятся к современной культурной ситуации, она привела искусство нацистской Германии.

В рамках секции «Исполнение тела» рассматривались актуальные культурные тенденции, связанные с появлением новых форм искусства, использующих тело как основной экспрессивный инструмент. Один из докладов был посвящен японской школе танца буто, начавшей развиваться в 1950-е гг. как ответ на кризис национальной идентичности японцев, переживаемый на волне активной вестернизации («Буто: от телесного сюрреализма к расширению горизонтов телесного самовыражения», докладчик – С. Галлардо, Мадридский университет).

Доклад на тему «Постдраматическая теория самопрезентации» был представлен Ж.-М. Виве (Университет Ниццы) и был посвящен описанию того, что автор понимает под «постдраматической эрой» в искусстве. Он, в частности, сделал акцент на изменении в использовании тела и идентичности актера и художника при реализации целой группы паратеатральных форм, прежде всего, перформанса. Была отмечена возрастающая роль жеста и поэтико-музыкальных образов, нарушающих привычные системы значений и повествовательной презентации в искусстве.

Медицинским и социальным аспектам самопрезентации была посвящена заключительная секция конференции, в рамках которой состоялось мое выступление, посвященное возможностям арт-терапии в работе с проблемами восприятия собственного тела и идентичности. Также состоялись выступление М. Гарфинкля и Ж. Павлюкевич (технологический колледж Нью-Йорка, НЙГУ), посвященное психологической коррекции болезненных реакций, развивающихся вследствие облысения, и П. Товар (НЙГУ) – о манипуляциях женским телом в условиях жесткого давления средств массовой информации, недостатка правовой культуры и низкого уровня самосознания.

Заключительным, ключевым докладом всей конференции явилось выступление Виктории Питтс-Тейлор – профессора социологии НЙГУ, директора Центра по изучению женщин и общества, координатора исследований в области женских проблем при НЙГУ, автора нескольких монографий и сборников трудов включая такую известную книгу, как «Культурная энциклопедия тела».

В своем докладе она сфокусировалась на междисциплинарном исследовании тела, базирующемся на феминизме, постструктурализме и теории культуры, но при этом тесно связанной с иными науками, такими как медицина, нейропсихология, психология. По ее мнению, «существуют такие сферы изучения тела, которые невозможно себе представить без медицины и новых исследовательских технологий. Это позволяет с должной точностью изучать его структуру и функции…».

Затем Питтс-Тейлор обратилась к более подробному обсуждению такого объекта исследований тела, как мозг, озвучив ряд проблем, связанных с концепцией «зеркальных нейронов». Развитие нейропсихологических исследований, сопровождавшееся в последние годы активной разработкой теории «зеркальных нейронов», по ее мнению, породило повышенный риск нейроредукционизма, замены социально-конструкционистского понимания человеческого опыта с акцентом на символических репрезентациях и дискурсивных практиках на более прагматичный, поведенчески-ориентированый подход, в значительной мере упрощающий человеческую реальность.

Она обратила внимание на неоднозначность интерпретаций данных научного исследования «зеркальных нейронов» и призвала к их рассмотрению в контексте не только физиологических и биологических, но я и социальных и культурных процессов, предложив обозначить «зеркальные нейроны» как биопсихосоциальный феномен.

Дополнительным мероприятием в рамках конференции явилось выступление одного из пациентов, длительное время занимающегося изобразительным творчеством на базе художественного ателье («под названием «Живой музей» Нью-Йорка) при психиатрическом центре Кридмур – Исы Ибрагима. Этот молодой человек, неоднократно лечившийся в стационарном отделении данного центра, рассказал о себе и своем творчестве, в том числе, о том, как оно помогает ему найти себя и выразить свое неповторимое Я, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, опыт наркопотребления и хроническое душевное заболевание. В его живописных работах, не взирая на неоднократные изменения стиля, доминируют автопортретные образы, указывая на повышенную потребность в самоидентификации. В последние годы Иса все больше ощущает себя художником, и его художественная идентичность находится в непростых отношениях с его представлениями о себе как человеке с проблемами психического здоровья, вынужденного находиться под присмотром врачей-психиатров.

Конференцию в целом можно признать успешной в разных смыслах. Она обеспечила многогранность восприятия человеческой телесности и идентичности как тесно связанных друг с другом феноменов, обогатила знанием множества проблем «бытия человеческого тела» в современном мире и путей их решения, обозначила перспективы его культурно-антропологического, медицинского, психоаналитического, нейропсихологического постижения, а также ценность союза науки и искусства.

Конференция позволила выделить некоторые «особо чувствительные» области общественной практики, заставляющие пересматривать устоявшиеся представления. Для специалистов в области психического здоровья – психиатров, психологов, психотерапевтов, терапевтов искусством – участие в подобных мероприятиях, на мой взгляд, позволяет лучше ощутить «пульс времени», понять актуальные общественные тенденции, соотнести свои профессиональные представления с более широкой панорамой общегуманитарного и естественнонаучного знания. Для меня также было ценным приобщение к новейшим научным разработкам такого крупного исследовательского и образовательного центра, как Нью-Йоркский городской университет, во многом отражающего системные отличия и преимущества характерного для США социально-ориентированного «человекознания».

 

 

Ссылка для цитирования

Копытин А.И. Репортаж о международной конференции «Образ тела и идентичность в современном мире» («Body Image and Identity in Contemporary World» – 8-9.04.2011, New York). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы