Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Современные направления исследований в области медицинской психологии, осуществляемые факультетом клинической психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Сирота Н. А. (Москва)

 

 

Сирота Наталья Александровна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: sirotan@mail.ru

 

 

Глубокоуважаемые читатели специального выпуска журнала «Медицинская психология в России», в этом году нашему факультету исполняется десять лет. Это не очень большой, но важный срок с точки зрения развития научных исследований, практических и педагогических направлений медицинской психологии. Честно говоря, я испытываю и радость и гордость от ощущения принадлежности к миру медицинских психологов, к этой неуклонно и очень высокими темпами развивающейся науке. Науке, которая способна целенаправленно оснастить практику современной медицины теми необходимыми знаниями, подходами и навыками, которые значительно повысят ее эффективность. Медико-психологические подходы и технологии необходимы не только лечебно-диагностическому и реабилитационному процессам, но именно они призваны сделать профилактическую деятельность реальностью. Как только программы борьбы с социально значимыми расстройствами и нездоровыми процессами в обществе, станут включать в себя грамотную медико-психологическую составляющую, как только в соответствии с требованиями сегодняшнего дня будет проводиться подготовка медико-психологических кадров, а они, в свою очередь, смогут найти возможность профессиональной самореализации, появятся реальные изменения к лучшему. Медицинская психология необходима современному обществу. Сотрудники нашего факультета в этом убеждены. Именно на этом убеждении базируется наш педагогический и исследовательский оптимизм. Этот оптимизм разделяют три ректора нашего университета, при которых был задуман, открыт и стал развиваться факультет. Это академик РАМН, профессор Е. И. Соколов, академик РАМН, профессор Н. Д. Ющук, Заслуженный врач РФ, профессор О. О. Янушевич. Поддержка этих людей обеспечила и обеспечивает факультету приток жизненных сил и энергии.

Научные и научно-практические направления развития нашего факультета за эти десять лет не только оформились, но и сформировались в той степени, что уже приносят реальную пользу практике здравоохранения и образования.

Первое из них – профилактика зависимости от психоактивных и других социально-значимых заболеваний, возглавляемое и развиваемое нами (профессор Н. А. Сирота и профессор В. М. Ялтонский) на протяжении более двадцати лет, продолженное учениками и соратниками. Уже в этом направлении проведено большое количество научных исследований и издано множество учебных пособий и руководств, разработаны авторские программы профилактики зависимости от психоактивных веществ, ВИЧ\СПИДа, формирования здорового образа жизни. Ряд из них, в частности программы формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, разрабатывались в сотрудничестве с Русской православной церковью, другие – программы формирования жизненных навыков – с международными организациями. Эти программы успешно реализуются нашими сотрудниками Т. В. Воробьевой, А. В. Ялтонской, Я. В. Колпаковым, выпускниками факультета и студентами волонтерами. К ним же относятся и программы современной комплексной подготовки специалистов в области ВИЧ/СПИДа, которые развиваются совместно с кафедрой инфекционных болезней нашего вуза, руководимой академиком РАМН, профессором Н. Д. Ющуком. Помимо того, что эти направления подготовки представлены у нас на факультете на всех уровнях образования, мы и наши сотрудники внедряем их на территории Российской Федерации в различных ее регионах.

В рамках исследования проблемы ВИЧ\СПИДа нами изучаются вопросы стигматизации и дискриминации, а также приверженности лечению, вопросы ВИЧ-инфекции у потребителей наркотиков. Успешности этих исследований способствуют сотрудниками кафедры инфекционных болезней – профессора В. С. Шухов, Ю. В. Мартынов, так и сотрудники кафедры клинической психологии – профессор В. М. Ялтонский, доценты Т. В. Воробьева и Т. С. Бузина.

Особым направлением исследований в области профилактики являются исследования эффективности антинаркотической рекламы. Этим направлением исследований, а также изучением мотивационных факторов зависимости от психоактивных веществ активно занимается доцент Т. С. Бузина. Доцент Т. В. Воробьева руководит серьезной программой исследований, направленных на изучение эффективности профилактических анимационных фильмов.

Направлением исследований, имеющим давнюю историю своего развития, являются исследования совладающего (копинг) поведения, которые нами (Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский) и нашими учениками ведутся еще с начала 90-х годов прошлого века. Это исследования копинг-поведения в подростковом возрасте, совладающего поведения при заболеваниях, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, а также при ряде соматических заболеваний. В этой связи следует упомянуть имена молодых наших коллег – Н. В. Видерман, Я. В. Колпакова, Л. С. Богдановой, Д. В. Лопатина, Н. И. Зенцовой, М. А. Ярославской, Л. В. Дияжевой, И. Н. Абросимова. Несмотря на то, что этот аспект исследований начат уже давно, он является приоритетным направлением исследований на факультете в связи с его теоретической неисчерпаемостью и практической значимостью.

Отдельный эффективно и многосторонне развивающийся блок научных исследований – это исследования, связанные с медико-психологическими аспектами различных форм зависимого поведения. Вслед за восьмидесятыми годами прошлого века, когда нами были описаны основные клинические и медико-психологические характеристики подростковых наркоманий, наступили двухтысячные. Они позволили в содружестве с группой отечественных и зарубежных ученых разработать руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ (под редакцией Ю. В. Валентика и Н. А. Сирота). В нем были описаны основные положения медико-психологической реабилитации в наркологии, принципы и подходы работы с мотивацией зависимых от наркотиков лиц, а также принципы и практические медико-психологические технологии профилактики рецидивов (Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский), этот блок исследований продолжал и продолжает развиваться.

Профессор В. Л. Малыгин и его коллеги (А. С. Искандирова и другие) активно разрабатывают проблему зависимости от азартных игр и Интернет-зависимости. В процессе проведенных исследований ими были впервые изучены и описаны психопатологические феномены, сопровождающие зависимость от азартных игр, особенности личностных свойств и психологические факторы риска формирования патологического гемблинга, разработаны методы ранней диагностики, профилактики и психотерапии данного вида зависимого поведения. Профессором В. Л. Малыгиным созданы и внедрены в практику методы анимационной компьютерной диагностики и профилактики болезней зависимости. В настоящее время В. Л. Малыгин и его ученики проводят многоаспектное научное исследование, посвященное интернет-зависимому поведению. В рамках данного направления изучаются психологические феномены, сопровождающие интернет-зависимость, факторы риска формирования и психодиагностические подходы к выявлению данного расстройства.

В этом же направлении ведет свои исследования и молодой сотрудник Т. С. Спиркина, изучая особенности семейных отношений у интернет-зависимых супружеских пар, а также коммуникативно-личностные особенности пользователей социальных сетей.

Доцентом Т. И. Петраковой проводятся исследования психологического времени личности больных с алкогольной зависимостью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у этой категории пациентов общая активность или потребность в самореализации, мотивация достижений, достоверно слабее, чем у здоровых, а трансцендентные объекты, относящиеся к философским, религиозным или эзотерическим областям, обладают большей активностью, чем у условно здоровых. Это явление заслуживает особого внимания и свидетельствует о том, что ориентация на иррациональные категории в мотивации выполняет функцию психологической защиты и соответственно в данном случае говорит о низких возможностях контроля. Подобный опыт исследований позволяет реализовывать его как в профилактических, так и реабилитационных программах.

Отдельным направлением в исследовании медико-психологических аспектов зависимости стало направление исследования мотивации на изменение поведения и лечение. В рамках разработанной профессором В. М. Ялтонским теоретической модели мотивации на лечение больных, зависимых от психоактивных веществ Я. В. Колпаковым выполнено диссертационное исследование, в котором определены когнитивные, эмоциональные и поведенческие предикторы мотивации на лечение женщин, зависимых от алкоголя. Г. И. Ромащенко изучаются клинико-психологические особенности лиц, зависимых от алкоголя с разной степенью мотивации на лечение.

Помимо проводимых разнообразных исследований в этом направлении, был разработан, совместно с Нидерландскими специалистами, семинар-тренинг «Мотивационная терапия: подготовка к изменению зависимого от наркотиков поведения и формированию приверженности к антиретровирусной терапии у ВИЧ-инфицированных». Он лег в основу преподаваемой на факультете дисциплины «Мотивационное консультирование» и успешно внедряется как на территории Российской Федерации, так и за рубежом (Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский).

Особым направлением научных исследований являются исследования панических расстройств в структуре зависимости от алкоголя. Эти исследования проводятся профессором Д. Б. Цыганковым, которым разработана гипотеза формирования различных вариантов панических расстройств в рамках алкогольной болезни.

Актуальным и чрезвычайно современным направлением научных исследований факультета является исследование психологических особенностей материнства и отцовства, факторов нарушения репродуктивного здоровья женщин и мужчин, особенностей течения беременности и психологических проблем, возникающих при использовании вспомогательных репродуктивных технологий, реализуемое на нашем факультете профессором Г. Г. Филипповой и ее учениками. В его рамках изучаются психологические факторы становления и эффективности материнства и отцовства, онтогенетические этапы родительства, роль сюжетно-ролевой игры и взаимодействия с младенцами в детстве, становлении родительской сферы и появлении нарушений родительской роли. Выявлены основные психологические факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщин и мужчин, изучены психологические особенности мужчин с нарушением сперматогенеза. Разработаны методики психологической диагностики и методы психологической помощи женщинам и мужчинам с нарушениями репродуктивного здоровья. Изучаются психологические факторы, влияющие на эффективность репродуктивных технологий. Выявлены особенности отношения женщин и мужчин к экстракорпоральному оплодотворению, криоконсервации эмбрионов, донации яйцеклеток и спермы, суррогатного материнства. Выделены и изучены психологические проблемы, возникающие на разных этапах процедуры ЭКО: принятия решение, стимуляции и забора яйцеклеток, получения спермы, ожидания результатов оплодотворения, при переносе эмбрионов, ожидании результатов, переживания неудачи. Выявлены и изучены проблемы адаптации к беременности у женщин и их партнеров при наступлении беременности. Разработаны диагностические методики, приемы и методы психологической работы с женщинами и мужчинами в процессе применения вспомогательных репродуктивных технологий. В рамках диссертационного исследования изучены психологические вопросы гендерной идентичности женщин, проходящих ЭКО (В. А. Мохов, А. В. Садокова, Ю. Г. Себелева).

Особый блок исследований, связанный с клинической психологией детского возраста осуществляется под руководством доцента М. А. Панфиловой. Эти исследования и разработки проводятся в следующих направлениях: а) исследование диагностических, коррекционных и терапевтических возможностей игровой терапии и сказкотерапии; б) изучение психокоррекционных аспектов эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте; в) исследование процессов формирования ранних копинг-стратегий у детей в ситуациях лечения, медицинских процедур и переживания боли; г) изучение процессов формирования гендерной принадлежности и расстройств половой идентификации у детей раннего и дошкольного возраста.

Отдельный блок исследований связан с клинико-психологическими проблемами в стоматологии и в том числе в связи с использованием современных медицинских технологий. Такого рода исследования проводятся под руководством профессоров Н. А. Сирота и Е. В. Орестовой, а также доцента Е. И. Сулимовской. Значителен в них вклад и ведущих стоматологов, и коллег-психологов из Санкт-Петербурга и других городов России. Изучается «внутренняя картина болезни» стоматологического больного, коммуникативные особенности врачей-стоматологов в государственных и частных лечебных учреждениях, эмоциональные особенности и стратегии совладающего поведения при имплантологическом лечении, апробируются новые коммуникативные и психолого-консультативные подходы с целью обезболивания и повышения эффективности лечения.

Важностью обладают исследования, проводимые под руководством доцента Е. А. Сулимовской, посвященные изучению роли внешности в структуре самосознания, особенностей смысловой сферы у пациентов с врожденным челюстно-лицевым дефектом. Эти исследования показали, что женщины с врожденным челюстно-лицевым дефектом отличаются неустойчивостью когнитивных оценок собственной внешности под влиянием эмоционально-интерферирующих факторов, связанных с дискомфортом при восприятии собственной внешности. Пациентки возлагают надежды на хирургическое вмешательство и привержены длительной терапии в связи с тем, что ожидают повышение самооценки, социального признания и успешности в разнообразных жизненных сферах в результате длительного лечения. В данном контексте становится очевидной необходимостью разработка подходов к повышению приверженности длительной терапии, стрессоустойчивости и жизнестойкости пациентов с челюстно-лицевыми дефектами.

Под руководством профессора Е. В. Орестовой и доцента А. А. Денисова проводится исследования, посвященные личностным факторам возникновения и развития стоматологических заболеваний, совместно с кафедрами стоматологического факультета.

Сотрудники факультета в своих исследованиях не обходят стороной и фундаментальные вопросы психологии. Доцентом Е. Ю. Завершневой с точки зрения историко-методологических позиций изучается проблема кризиса в современной психологии. Ею проведен значительный объем работы по изучению творческого научного наследия выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского. К работе над личным архивом ученого привлекаются студенты и аспиранты факультета.

Старший преподаватель Н. В. Воротыло работает над исследованием профессионального и личностного самоопределения и становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Под руководством доцента В. А. Мохова проводятся исследования различных аспектов личностного развития подростков, формирования близких межличностных отношений дружбы и любви, моделей построения семьи. В этих исследованиях также принимают активное участие молодые сотрудники факультета А. М. Белоглазова, О. В. Исаева, К. В. Тон.

Профессор Е. В. Орестова и доцент В. А. Мохов развивают исследования психологических аспектов семейных отношений. В рамках данной темы проводятся изучения нормативного развития семейных отношений на различных стадиях жизненного цикла семьи, роли привязанности и отношения к родам в норме и патологии. В рамках курсовых, дипломных и диссертационных исследований изучен ряд специфических проблем детско-родительских отношений в кризисных семьях с тяжелобольными детьми и получены новые данные о «мишенях» психологической помощи в семьях с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями (В. А. Мохов, Е. Е. Мохова, М. М. Дюргерова, М. А. Крештапова, О. С. Шибкова). Разработана новая технология психологической работы с семьями, находящимися в кризисной ситуации (Н. В. Терехина, К. В. Тон).

В рамках исследований проблем психологии личности в общей и клинической психологии изучаются воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков, агрессивное поведение в контексте семейных отношений (А. А. Денисов). Разработана и опубликована методика диагностики эмоционального интеллекта, получены данные о специфике эмоционального интеллекта при невротических расстройствах (А. В. Садокова, Л. И. Авдеева, Л. Н. Вахрушева, В. В. Гризодуб); получены новые данные о психологических аспектах танатогенеза (Е. В. Орестова, Ф. Де Грааф).

Исследования эмоционального выгорания представителей различных специальностей, в частности врачей-психиатров, врачей-наркологов, врачей-стоматологов – важная и практически значимая тема, которая проводится преподавателями Е. Е. Пахтусовой и Д. В. Шевченко. Ими разрабатываются профилактические и психотерапевтические программы преодоления этого нарушения, несомненно, оказывающего пагубное влияние как на здоровье и качество жизни врача, так и на здоровье пациента, его лечение и степень эффективности преодоления им заболевания.

На сегодняшний день одна из приоритетных тем научных исследований на факультете – исследование различных аспектов психологической адаптации к хроническим болезням (руководитель – профессор Н. А. Сирота, ответственный исполнитель – профессор В. М. Ялтонский). Эта тема привлекает внимание молодых исследователей – аспирантов и соискателей факультета. Цель данного направления исследований – комплексное изучение различных аспектов совладания с самыми разнообразными заболеваниями: психическими, зависимостями, заболеваниями легких, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой сферы, онкологическими, стоматологическими и другими. Исследование внутренней картины болезни, приверженности к лечению, качества жизни, и т.д. Особенно важным в этих исследованиях является их прикладной аспект – разработка программ психологической диагностики и эффективного психологического сопровождения, способствующего повышению качества лечения, реабилитации и профилактики; интенсивное и прогрессивное содружество и движение медицинской психологии, медицины и образования рука об руку в направлении реальной помощи людям.

 

 

В начало страницы В начало страницы