Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ОБУЧЕНИЕ»

Алехин А.Н., Трифонова Е.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Алёхин Анатолий Николаевич

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии (сайт кафедры: clinicpsy.ucoz.ru) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

E-mail: termez59@mail.ru

 

Трифонова Елена Александровна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

E-mail: trifonovahelen@yandex.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Подготовка. В 2010 исполнилось 10 лет со дня утверждения Приказа министра образования № 686 от 2 марта 2000 г., согласно которому была введена новая специальность 022700 – «клиническая психология» с присвоением квалификации: «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». В сентябре того же года начала работу кафедра клинической психологии в РГПУ им. А.И. Герцена. 10-летний опыт подготовки и трудоустройства подготовленных специалистов выявил целый ряд проблем как в содержании самой образовательной дисциплины, так и в организации профессионального образования. К тому же, в рамках реформирования высшего профессионального образования, в августе 2010 года был опубликован проект нового государственного образовательного стандарта, введение которого планируется в 2011 году.

Принимая во внимание все изложенное, кафедрой клинической психологии было принято решение о созыве научно-практической конференции с тем, чтобы в непосредственном взаимодействии с НИИ, ВУЗами, специалистами обсудить текущие вопросы становления и формирования специальности.

В числе заинтересованных участников рассматривались 60 крупных образовательных учреждений (государственных университетов и государственных медицинских академий) и научно-исследовательских институтов РФ, Беларуси, Украины, США, которые:

  • осуществляют подготовку по специальности «клиническая психология»;
  • имеют представительные кафедры клинической психологии;
  • имеют в своей структуре отделы и лаборатории, ведущие научно-исследовательскую деятельность по проблемам медицинской (клинической) психологии.

Были оповещены также ведущие специалисты в области клинической психологии – деканы профильных факультетов, заведующие профильными кафедрами, лабораториями, отделами.

Информационное письмо было размещено в ресурсах WEB сети, включая официальный сайт кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена (http://clinicpsy.ucoz.ru), электронный ресурс «Медицинская психология в России» (http://www.medpsy.ru), сайт Института психологии РАН, электронный психологический ресурс по психологии «Флогистон» и др.

Анализ эффективности информирования научной общественности показал, что только на официальном сайте кафедры информационную страницу о конференции посетили более 500 пользователей. Однако отклик по рассылке в учреждения составил всего 25%. На индивидуальные приглашения к участию в работе конференции отозвались 50% информированных специалистов. По результатам коллективного обсуждения потенциальными участниками была разработана согласованная программа конференции.

 


1-й день конференции – 30 сентября

 

9.15-10.00 – Регистрация участников конференции (фойе Голубого зала Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена – наб. р. Мойки, 48, корп. 4)

 

 

Регламент конференции:

  • Все пленарные заседания в рамках конференции проводятся в Голубом зале Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена (наб. р. Мойки, 48, корп. 4, 2 эт.).
  • Мастер-классы и Круглый стол проводятся в аудиториях Психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена (наб. р. Мойки, 48, корп. 11).
  • Доклады на пленарном заседании по направлению «Теория и методология клинической психологии» (1-й день конференции) – до 17 мин.

  • Доклады на пленарном заседании по направлению «Практика клинической психологии» (2-й день конференции) – до 12 мин.

  • После каждого доклада – вопросы и обсуждение.

10.00

  • Приветственное слово заместителя декана психолого-педагогического факультета по научной работе М.С. Игнатенко
  • Приветственное слово заместителя декана психолого-педагогического факультета по учебной работе П.Н. Виноградов
  • Приветственное слово главного специалиста Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга проф. В.И. Курпатова

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Теория и методология клинической психологии

10.20-12.00 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Председатель: Алёхин Анатолий Николаевич (д.мед.н., проф., зав. каф. клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена).

Алёхин Анатолий Николаевич (д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург): Клиническая психология: поле практики и задачи теории.

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич (д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования): Клиническая психология как фундамент современной психотерапии: вопросы и спорные ответы.

Сирота Наталья Александровна (д.мед.н., профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета), Бузина Татьяна Сергеевна (к.пс.н., доцент кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета): Современные клиническая психология и медицина – векторы встречи.

Русина Наталья Алексеевна (к.пс.н., заведующая кафедрой психологии и педагогики Ярославской государственной медицинской академии): Методологические основы современной клинической психологии.

Урываев Владимир Анатольевич (к.пс.н., докторант Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова), Руденко Наталья Вадимовна (к. биол. наук., доцент кафедры общей и социальной психологии Института Дружбы народов Кавказа, Ставрополь), Новикова Ирина Альбертовна (д.мед.н., профессор кафедры психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск): «Медицинская психология в России» – www.medpsy.ru – опыт работы специализированного электронного ресурса.

Свободные выступления.

12.00-12.30 Перерыв

12.30-14.30 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Председатель: Алёхин Анатолий Николаевич (д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена).

Соловьёва Светлана Леонидовна (д.пс.н., профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики СПбГМА им. И.И. Мечникова): Методология современной клинической психологии.

Беребин Михаил Алексеевич (к.мед.н., заведующий кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета, главный внештатный психотерапевт и медицинский психолог Челябинской области): Медицинская психодиагностика: оценка, измерение, клинический метод распознавания?

Рогачёва Татьяна Владимировна (д.пс.н., профессор, заведующая кафедрой организационной психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург): Представленность болезни в различных научных парадигмах.

Никольская Ирина Михайловна (д.пс.н., профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования): Структура защитной системы человека и оказание психологической помощи.

Бардышевская Марина Константиновна (к.пс.н., доцент кафедры нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова): Развитие базальной эмоциональной регуляции у детей: проблемы и перспективы исследований.

Ениколопов Сергей Николаевич (к.пс.н., заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, Москва): Психологические особенности враждебной картины мира у больных с психической и психосоматической патологией.

Свободные выступления.

14.30-15.00 Перерыв

Практика клинической психологии

15.00-16.30 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Председатель: Никольская Ирина Михайловна (д.пс.н., профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования).

Зверева Наталья Владимировна (к.пс.н., ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, Москва), Хромов Антон Игоревич (младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, Москва): Об использовании методики «Конструирование объектов» для оценки особенностей мышления детей и подростков, больных шизофренией.

Корчинов Александр Дмитриевич (медицинский психолог ГУЗ «Психиатрическая больница святого Николая Чудотворца», Санкт-Петербург): Психологическая модель индивидуальности как основа психотерапии шизофрении.

Симоненко Ирина Алексеевна (к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета): Психологические особенности семейной системы у детей и подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями.

Рассказова Елена Игоревна (к.пс.н., младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, Москва): Принятие решения в отношении лечения и качество жизни при соматических заболеваниях и аффективных расстройствах.

Свободные выступления.

15.00-16.30 Мастер-класс «Консультирование психосоматического больного» (Психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена – корп. 11).

 

Ведущий: Кулаков Сергей Александрович (д.мед.н., профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена)

 

15.00-16.30 Мастер-класс «Танцевально-двигательная терапия: от патологии до здоровья» (Психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена – корп. 11).

 

Ведущие: Оганесян Наталья Юрьевна (к.пс.н., танцевальный терапевт; медицинский психолог ГПБ №6 стационар с диспансером и Клиники неврозов им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург); Толошинова Дарья Юрьевна (танцевальный терапевт, магистрант СПбГУ, медицинский психолог ГПБ №1 им. П.П. Кащенко); Риковская Вероника Брониславовна (танцевальный терапевт, медицинский психолог ГПБ № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова)

***

16.30 Подведение итогов первого дня конференции (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена)

 

17.00 Культурная программа

2-й день конференции – 1 октября

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Практика клинической психологии

 

10.00-12.00 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Председатель: Аверин Вячеслав Афанасьевич (д.пс.н., профессор, декан факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии).

Абабков Валентин Анатольевич (д.мед.н., профессор, ведущий научный сотрудник НИПНИ им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург): Научность и эффективность психотерапии.

Василенко Татьяна Дмитриевна (к.пс.н., декан факультетов клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета): Клинико-психологическое сопровождение беременных женщин.

Никишина Вера Борисовна (д.пс.н., профессор кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета): Интегративный подход к практике психологического сопровождения процесса родовспоможения.

Малкова Елена Евгеньевна (к.пс.н., доцент кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург): Динамика тревожности в детском и подростковом возрасте.

Макарова Ирина Юрьевна (к.мед.н., доцент кафедры психологии Смоленского государственного университета): Методологические аспекты применения трансгенерационного анализа в клинической психотерапии

Свободные выступления.

12.00-12.30 Перерыв

 

12.30-14.00 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Председатель: Кулаков Сергей Александрович (д.мед.н., профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена)

Азарных Татьяна Дмитриевна (к.б.н., доцент кафедры философии Воронежской государственной технологической академии): Посттравматические стрессы и суицидальные идеации в юношеском возрасте.

Семенов Дмитрий Владимирович (к.пс.н., доцент кафедры психологии Владимирского государственного университета): Особенности и деформации общения при наркологических расстройствах.

Вишнева Анастасия Евгеньевна (психолог-специалист, выпускница кафедры нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова): Особенности репрезентации автобиографического опыта у больных с депрессивными и тревожными расстройствами.

Медведев Сергей Эрнстович (к.мед.н., докторант кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования): Аналитико-системная семейная психотерапия в организации сотрудничества помогающих специалистов.

Свободные выступления.

12.30-14.00 (Психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена – корп. 11).

Круглый стол: «Проблемы профессиональной подготовки клинических психологов»

Участники:

Аверин Вячеслав Афанасьевич (д.пс.н., профессор, декан факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии);

Алехин Анатолий Николаевич (д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена);

Беребин Михаил Алексеевич (к.мед.н., заведующий кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета, главный внештатный психотерапевт и медицинский психолог Челябинской области);

Василенко Татьяна Дмитриевна (к.пс.н., декан факультетов клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета);

Вассерман Людвиг Иосифович (д.мед.н., профессор, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики НИПНИ им. В.М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ);

Ениколопов Сергей Николаевич (к.пс.н., заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН);

Приленский Борис Юрьевич (д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Тюменской государственной медицинской академии, главный внештатный психотерапевт Тюменской области);

Щелкова Ольга Юрьевна (д.пс.н., заведующая кафедрой медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета).

14.00-14.30 Перерыв

14.30-16.00 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Председатель: Никольская Ирина Михайловна (д.пс.н., профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования).

Харькова Ольга Александровна (ст. преподаватель кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета, Архангельск): Особенности механизмов психической саморегуляции у беременных женщин, употребляющих таба.

Городнова Марина Юрьевна (к.мед.н., доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования), Коломиец Ирина Леонидовна (старший лаборант кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования): Особенности эмпатических способностей у психологов, подвергшихся воздействию чрезвычайных ситуаций (на примере работы с группами психологов Чеченской республики).

Чернышева Алла Витальевна (научный соискатель кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета): Особенности социальной идентичности женщин, страдающих алкоголизмом, с позиции субъектности.

Лушин Виктор Борисович (докторант Нью-Йоркского Университета (New York University – NYU), США) [Доклад представляет Никонова Надежда Викторовна (психолог-консультант, Санкт-Петербург)]: Эмоциональная реакция родителей на аутизм детей (опыт анализа на основе американского материала).

Свободные выступления

***

16.00-17.00 (Голубой зал Студенческого дворца культуры РГПУ им. А.И. Герцена) Подведение итогов конференции. Обсуждение и принятие резолюции.

Всего было получено 77 статей от представителей 35 вузов и НИИ, ряда лечебно-профилактических и образовательных учреждений, в частности:

  • Алтайский государственный университет (Барнаул)
  • Белгородский государственный университет
  • Владимирский государственный университет
  • Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург)
  • Воронежская государственная технологическая академия
  • Дагестанский государственный педагогического университет (Махачкала)
  • Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
  • Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Курский государственный медицинский университет
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Московский гуманитарный университет
  • Московский институт медико-социальной реабилитологии
  • Московский институт открытого образования
  • Московский психолого-социальный институт
  • Московский государственный медико-стоматологического университет
  • Научный центр психического здоровья РАМН (Москва)
  • Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева
  • Оренбургская государственная медицинская академия
  • Пермский государственный университет
  • Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск)
  • Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования
  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
  • Северный государственный медицинского университет (Архангельск)
  • Смоленский государственный университет
  • Ставропольская краевая клиническая больница
  • Тюменская государственная медицинская академия
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)
  • Центр восстановительного лечения им. С.С. Мнухина «Детская психиатрия» (Санкт-Петербург)
  • Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (Чебоксары)
  • Ярославская государственная медицинская академия
  • Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова и др.

Международное участие представлено специалистами из США, Беларуси и Украины.

 

Материалы были оформлены в сборник объемом 20 печ. л., который был издан общим тиражом 300 экз.

Работа над подготовкой конференции, по редакции присланных материалов, равно как и подготовка программы и резолюции в процессе переписки с потенциальными участниками конференции, показала со всей очевидностью, что профессиональная среда специалистов, занятых проблемами клинической психологии, ещё не сложилась: нет консолидированных представлений о предмете, целях, задачах клинической психологии. Вместе с тем практика клинической психологии развивается: основная часть работ представляла результаты эмпирических исследований различных аспектов клинической и параклинической деятельности специалистов-психологов.

Работа конференции.

30 сентября в Голубом зале РГПУ им. А.И.Герцена состоялось открытие конференции. С приветственным словом к участникам конференции выступили: заместитель декана психолого-педагогического факультета по учебной работе П.Н. Виноградов, заместитель декана по научной работе М.С. Игнатенко, главный психотерапевт Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой психотерапии МАПО профессор В.И. Курпатов, другие приглашенные официальные лица.

Пленарные заседания первого дня работы конференции прошли в дискуссиях о теоретических и методологических основаниях, научном статусе клинической психологии, о работе клинических психологов в учреждениях здравоохранения и социальной сфере.

Одновременно с заседанием, посвященным проблемам практики клинической психологии, в аудиториях психолого-педагогического факультета проводились мастер классы: профессор С.А. Кулаков – «Психосоматический больной на приёме психотерапевта», кандидат психологических наук Н.Ю. Оганесян– «Практика танцевально-двигательной терапии».

В этот же день участники конференции приняли участие в торжествах по случаю десятилетия кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И.Герцена, которые прошли на борту теплохода, совершавшего экскурсионное плавание по рекам и каналам Петербурга.

 

 

Фото 1. Открытие конференции. Приветственное слово М.С. Игнатенко – зам. декана психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена (на фото слева направо: проф. И.М. Никольская, проф. В.А. Аверин, проф. А.Н. Алёхин, проф. Э.Г. Эйдемиллер, М.А. Беребин, проф. С.А. Кулаков, М.С. Игнатенко).

 

 

Фото 2. Открытие конференции. Приветственное слово проф. А.И. Курпатова (д.мед.н., зав. кафедрой психотерапии СПб МАПО, главного специалиста Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга).

 

 

Фото 3. Официальное вручение подарков кафедре клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена от кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПб МАПО (на фото слева направо: М.А. Беребин, проф. С.А. Кулаков, проф. А.Н. Алёхин, проф. Э.Г. Эйдемиллер, проф. И.М. Никольская).

 

 

Фото 4. Проф. С.Л. Соловьева (заведующая кафедрой психологии и педагогики СПбГМА им. И.И. Мечникова). Методология современной клинической психологии.

 

 

Фото 5. Вопросы и обсуждение. Проблема нормы и патологии. (проф. Б.Ю. Приленский – зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии Тюменской государственной медицинской академии, главный внештатный психотерапевт Тюменской области).

 

 

Фото 6. Н.А. Русина (зав. кафедрой педагогики и психологии Ярославской государственной медицинской академии). Методологические основы современной клинической психологии.

 

 

Фото 7. Научные основания медицинской психодиагностики. Вопросы и обсуждение. (проф. А.Н. Алёхин, проф. С.А. Кулаков, М.А. Беребин – зав. кафедрой клинической психологии ЮУрГУ, главный внештатный психотерапевт и медицинский психолог Челябинской области).

 

 

Фото 8. С.Н. Ениколопов (зав. отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН). Исследование враждебности в современной медицинской психологии.

 

 

Фото 9. Н.В. Зверева (ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН). Опыт применения методики для исследования мышления детей и подростков, страдающих шизофренией.

 

 

Фото 10. М.К. Бардышевская (доцент кафедры нейропсихологии и патопсихологии МГУ). Развитие базальной эмоциональной регуляции у детей: проблемы и перспективы исследований.

 

 

Фото 11. В.А. Урываев (главный редактор электронного журнала «Медицинская психология в России»). Опыт работы профильного информационного ресурса www.medpsy.ru.

 

 

Фото 12. Мастер-класс проф. С.А. Кулакова «Психологическое консультирование психосоматического больного».

 

 

Фото 13. Участники конференции знакомятся с научными трудами кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена от кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПб МАПО (на фото слева направо: проф. В.А. Винокур, Т.Д. Василенко, Н.А. Русина, И.А. Симоненко, проф. Л.П. Макарова).

 

 

Фото 14. Экскурсионная прогулка сотрудников кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена с участниками конференции на теплоходе (празднование юбилея кафедры).

 

 

Фото 15. Санкт-Петербург. 1 октября 2010 г. Государственный Эрмитаж.

 

1 октября – второй день работы конференции – был посвящен научно-методическим и организационным основаниям клинико-психологической практики. Проблемы подготовки клинических психологов в системе высшего профессионального образования стали основным предметом обсуждения на Круглом столе, в котором приняли участие деканы факультетов, заведующие лабораториями НИИ, кафедрами клинической психологии, аспиранты, студенты.

см. стенограмму Круглого стола...

 

1 октября состоялось подведение итогов работы конференции, на котором, в частности, живо обсуждался проект резолюции:

 

 

Фото 16. Проблема научности психотерапии. проф. В.А. Абабков (ведущий научный сотрудник СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева) Вопросы и обсуждение. (на фото слева направо: проф. А.Н. Алёхин, проф. С.А. Кулаков,)

 

 

Фото 17. Проблемы психологического сопровождения беременных женщин. Т.Д. Василенко (декан факультетов клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета). Вопросы и обсуждение. (на фото слева направо: проф. А.Н. Алёхин, проф. С.А. Кулаков, Т.Д. Василенко)

 

 

Фото 18. Проф. В.Б. Никишина (профессор кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета). Проблемы психологического сопровождения беременных женщин.

 

 

Фото 19. Гости конференции. Проф. Н.С. Хрусталева (зав. кафедрой психологии экстремальных и кризисных ситуаций СПбГУ).

 

 

Фото 20. Вопросы и обсуждение. Б.В. Иовлев (ведущий научный сотрудник СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева)

 

 

Фото 21. Неформальное общение специалистов. Проф. И.П. Лапин (д.биол.н., проф., главный научный сотрудник СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева), проф. Т.В. Рогачева (д.пс.н.,  проф., заведующая кафедрой организационной психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург), В.А. Урываев (главный редактор электронного журнала «Медицинская психология в России»).

 

 

Фото 22. Круглый стол «Проблемы профессиональной подготовки клинических психологов».

см. стенограмму Круглого стола...

 

 

 

Фото 23. Круглый стол «Проблемы профессиональной подготовки клинических психологов».

см. стенограмму Круглого стола...

 

 

 

Фото 24. Круглый стол «Проблемы профессиональной подготовки клинических психологов» (на фото слева направо: проф. Б.Ю. Приленский (зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии Тюменской государственной медицинской академии, проф. Л.И. Вассерман (руководитель Лаборатории клинической психологии СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева), проф. В.А. Аверин (декан факультета клинической психологии СПбГПМА), О.Ю. Щелкова (зав. кафедрой медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ).

см. стенограмму Круглого стола...

 

 

 

Фото 25. Подведение итогов и обсуждение резолюции конференции (проф. Л.И. Вассерман – руководитель Лаборатории клинической психологии СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, проф. А.Н. Алёхин).

 

 

Фото 26. Подведение итогов и обсуждение резолюции конференции (проф. Е.П. Кораблина – зав. кафедрой психологической помощи РГПУ им. А.И. Герцена)

 

 

Фото 27. Подведение итогов и обсуждение резолюции конференции.

 

 

Резолюция

Первой научно-практической конференции: «Клиническая психология: теория, практика, обучение», 1 октября 2010 года, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

(проект)

Общие положения

Участники конференции констатируют озабоченность состоянием психического здоровья россиян, в особенности подрастающего поколения (рост заболеваемости пограничными психическими расстройствами, распространённость суицидального поведения, уровня злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами и др.) при отсутствии адекватной системы медико-психологической помощи населению.

Участники конференции разделяют профессиональную ответственность в вопросах организации системы психологической профилактики и коррекции нарушений психического здоровья среди населения.

Эффективная интеграция в деятельность учреждений, образования и социальной работы, здравоохранения и определение границ профессиональной компетентности и ответственности, формирование и поддержание профессиональной идентичности ограничивается недостаточной определенностью нормативно-правовых основ профессиональной деятельности клинических (медицинских) психологов.

В свою очередь, институциализации профессиональной деятельности клинических (медицинских) психологов препятствует недостаточная разработанность систематичных и разделяемых специалистами общенаучных теоретических оснований в клинической (медицинской) психологии, усиливающаяся тенденция к ее «разнаучиванию». Такое положение дисциплины становится серьёзным затруднением и для подготовки квалифицированных специалистов, научно-методического и организационного обеспечения системы медико-психологической помощи населению.

Задачами, требующими решения в интересах развития системы профессиональной деятельности клинических (медицинских) психологов в современных условиях становятся:

 

В области ТЕОРИИ:

  1. Осознанное и координированное сопротивление профессионального сообщества тенденциям «разнаучивания» клинической (медицинской) психологии, ее отождествлению с «поп-психологией».
  2. Научно-методический анализ адекватности используемых исследовательских и практических технологий, разработка научно обоснованных практик диагностической и коррекционной работы.
  3. Координированные усилия членов профессионального сообщества по выработке методологических оснований для интеграции, систематизации и теоретического оформления клинико-психологической практики как необходимого основания для институционализации профессиональной деятельности.
  4.  

    В сфере ПРАКТИКИ:

  5. Необходима целенаправленная работа с представительствами соответствующих министерств для выработки нормативно-правовой базы, регулирующей профессиональную деятельность клинического (медицинского) психолога в учреждениях (здравоохранения, образования и социальной помощи) различного типа с учетом практических потребностей и организационных условий в соответствующих сферах.
  6. Необходимо открытое обсуждение правовых и этических оснований клинико-психологических интервенций, разработка этического кодекса клинико-психологического сообщества, выдвигающего на первый план проблему профессиональной ответственности.
  7. Развитие и обеспечение разнообразия форм взаимодействия научно-исследовательских и образовательных учреждений России, занимающихся клинико-психологической и смежной проблематикой, разработка технологий и внедрение практики параллельных и мульти-центровых исследований по социально значимым тематикам клинической (медицинской) психологии с целью оценки воспроизводимости результатов, повышения научной обоснованности выводов и практических рекомендаций.
  8.  

    В сфере ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ специалистов:

  9. Необходимо широкое общественное участие специалистов при предварительном обсуждении и экспертизе форм подготовки клинических (медицинских) психологов, содержании учебных планов и программ, квалификационных требований, образовательных стандартов.
  10. Необходимы организационные решения, учитывающие специфику дисциплины при разработке образовательных требований и нормативов, а также нормативное оформление способов взаимодействия учебного заведения с учреждениями образования, социальной работы и здравоохранения, позволяющее осуществлять подготовку клинических (медицинских) психологов в контексте реальной практической деятельности и при профессиональном взаимодействии со специалистами смежных направлений.
  11. Подготовка специалистов должна быть направлена на формирование у обучающихся не только соответствующих специальности знаний, умений и навыков, но и высокой профессиональной ответственности, компетентности, этической строгости и ориентированности на высокие стандарты эрудиции и личностных качеств.

Заключение

 

Решение сформулированных задач предполагает содействие интеграции, профессиональному взаимодействию и развитию различных форм обмена опытом среди специалистов (как в консультативной, так и в исследовательской практике), организацию постоянно действующих семинаров и круглых столов по актуальным проблемам клинической (медицинской) психологии, использование профессиональных электронных ресурсов и специализированных печатных изданий. Деятельность профессионального сообщества должна быть направлена на развитие и укрепление научных и этических стандартов в специальности.

 

Практической формой реализации этих задач может стать учреждение Всероссийской ассоциации клинических (медицинских) психологов – ВАК(М)П – в формате самостоятельной общественной организации.

 

Решение

  • Разработать устав, учредительные документы и зарегистрировать общественную организацию Всероссийская ассоциация клинических (медицинских) психологов.
    Отв. – М.А. Беребин.
  • Организовать прием членов ВАК(М)П и созвать учредительную конференцию в 2011 году, на которой избрать председателя, президиум, секретаря.
    Отв. – А.Н. Алёхин.
  • Организовать коллегиальное обсуждение по вопросам создания и учреждения ВАК(М)П в печатных и электронных средствах массовой информации.
    Отв. – В.А. Урываев.

 

В начало страницы В начало страницы