Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

АНАЛИЗ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДОШКОЛЬНИКА ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Воронина С.Н., Маскова Г.С. (Ярославль)

 

 

Воронина Светлана Николаевна

– кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

E-mail: clairenv76@gmail.com

 

 

Маскова Галина Станиславовна

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии Ярославской государственной медицинской академии.

E-mail: galya_maskova@mail.ru

 

 

 

 

Аннотация. Проблема механизмов возникновения, течения и лечения психосоматических расстройств у детей становится все более актуальной для современной психологической науки. В статье представлен анализ медико-социально-психологических особенностей детей, страдающих бронхиальной астмой, и из группы риска по ее формированию.

 

Ключевые слова: дети, страдающие бронхиальной астмой, группа риска, дошкольный возраст, атопия, социальные факторы, психологический статус, семейное воспитание.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

 

Проблема психосоматических взаимоотношений в детском возрасте не только чрезвычайно важна, но и имеет свои специфические особенности. Отрицательное влияние болезни на психику в детском возрасте, как правило, ведет к более тяжелым или даже необратимым последствиям, особенно если речь идет о длительном, хроническом, серьезном заболевании.

На сегодняшний день всеми авторами признается, что бронхиальная астма – это хроническое аллергическое воспаление в дыхательных путях и гиперреактивность бронхиального дерева. Несмотря на то, что у большинства детей удается доказать этиологическую роль экзогенных неинфекционных аллергенов, бронхиальную астму следует рассматривать, как заболевание, возникающее в результате взаимодействия целого ряда предрасполагающих и повреждающих факторов (Шабалов Н.П., 2004). Факторы, вызывающие приступы при бронхиальной астме у детей многообразны: аллергены, вирусные респираторные инфекции, изменение метеоситуации,  экологическое воздействие ксенобиотиков, табачного дыма, физическая и психоэмоциональная нагрузка и др. (Rees L., 1964; Sharma, Nandkumar, 1981; Федосеев Г.Б., 1988).

Общепризнанным является, что бронхиальная астма взрослых относится к психосоматическим заболеваниям и локальный спазм бронхиол может быть спровоцирован как воздействием специфического аллергена, так и эмоциональными факторами. Вопрос же о соотношении и взаимодействии между соматическими и психологическими факторами, провоцирующими приступы бронхиальной астмы у детей и утяжеляющими её течение до настоящего времени остается дискуссионным.

В свое время Block выдвинул гипотезу о реципроктных отношениях между аллергией и психологическими переменными, задействованными в этиологии и патогенезе БА. Так он показал, что у детей, больных БА и имевших высокий аллергический потенциал, психопатологические явления выражены значительно меньше по сравнению с детьми, аллергии у которых выявлено не было (Block с соавт., 1964). Resh также отмечала, что пациенты «с астмой неясного происхождения психологически отличаются от больных, имеющих в основе заболевания выявленную аллергию» (Resh, 1970). На этом основании многими авторами предлагалось отделять так называемую «психосоматическую» астму от других форм этого заболевания, при которых имеются отчетливые свидетельства биологической обусловленности симптомов (Richter, Dahme, 1982). Такое деление имеет определенный смысл при назначении мер лечения астмы: очевидно, что эффективность, в частности, психотерапии будет различной в зависимости от степени участия психологических факторов в этиологии заболевания [25]. Даже в тех случаях, когда эмоциональные переживания «запускают» болезнь, они не обязательны для дальнейшего течения и новых обострений бронхиальной астмы. Кроме того, Wright считает, что при изучении роли различных факторов БА следует учитывать возможность маскировки эмоциональными переживаниями действия других этиологических факторов [17].

Остается открытым вопрос о том, являются ли аллергические и эмоциональные факторы независимыми друг от друга по своему происхождению. По данным J. Kiecolt-Glaser и R. Ader (1991) аллергическая предрасположенность и эмоциональная чувствительность взаимодействуют друг с другом, а восприимчивость к эмоциональной травме и аллергенам часто сочетается у одного человека и является проявлением одного и того же основного конституционального фактора.

Как выясняется в процессе эмпирических исследований, личностные признаки детей, больных бронхиальной астмой не являются только вторичными, зависящими от болезни чертами психики (в частности, проявлениями вторичной невротизации). По данным Mayer и Weitermeyer (1967) у детей-«астматиков» с самого начала болезни отмечаются определенные черты, которые не усиливаются, а наоборот могут нивелироваться на протяжении болезни: недостаточные способности, агрессивность, направленная на окружающих, и самообвинения в этой агрессивности. Для личности ребенка с бронхиальной астмой характерна боязливость с истерическими или ипохондрическими чертами [17].

Исследование черт личности больного бронхиальной астмой школьника в зависимости от степени тяжести болезни, выполненное В.И. Горемыкиным и А.А. Протопоповым [6], показало, что в целом у детей с бронхиальной астмой имеет место сниженная самооценка, повышенная тревожность и психастеничность, более выражены истероидно – демонстративные черты, всегда есть нарушения внутрисемейных отношений.

По мнению К. Леонгарда акцентуация характера детей так же зависит от степени тяжести болезни: у детей с легким течением астмы преобладают гипертимные черты (стремление к социализации) в 87% и перепады настроения – в 60% случаев; у детей со среднетяжелым течением чаще выявляется экзальтированность (в 61% случаев) и демонстративность (в 68% случаев); а при тяжелой бронхиальной астме диагностируется замкнутость у 65% пациентов и возбудимость – у 58% [16]. В исследованиях Е.Ю. Соловьевой [18], посвящённых изучению механизмов психологической защиты у  детей 8-12 лет, страдающих бронхиальной астмой, обнаружено, что дети с бронхиальной астмой были склонны к вытеснению здоровья и уходу в болезнь, а здоровые – к различным формам «борьбы за здоровье».

По мнению большинства авторов,  вероятно, не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех больных бронхиальной астмой. Чаще всего в поведении и чертах личности больных бронхиальной астмой обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений [8, 18, 20, 26].

Таким образом, особенности психологического статуса, с одной стороны, являются преморбидными факторами и могут способствовать возникновению БА у одних больных; с другой стороны – могут возникать на фоне болезни и влиять на её течение.

Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает его микроокружение (семья). Очень важна роль, которую играет болезнь в опосредовании семейных взаимоотношений. Чем болезнь является для ребенка, для родителей, как с помощью болезни родители воздействуют на ребенка и наоборот, «выгодна» ли болезнь ребенку и родителям? [7]. При этом важно учитывать не только воздействие на ребенка со стороны родителей, но и собственную активность ребенка. Его болезнь, как отмечает Е.В. Иванова, может стать средством решения проблем не только для него самого, но и для его родителей. Такое включение болезни в мотивационную структуру всех членов семьи приводит к снижению эффективности лечения (или даже к отсутствию его положительных результатов).

К психологическим семейным факторам, способствующим формированию и поддержанию заболевания бронхиальной астмой относят: инфантилизм матери, пониженную самооценку, коррелирующую с таковыми у ребенка, супружеский конфликт в семье [17, 22, 24].

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (1990, 1999) отмечают, что семьи детей с бронхиальной астмой характеризуются сдержанностью в проявлении эмоций у ее членов. Родители стремятся контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать несанкционированные ими эмоциональные проявления [16]. При бронхиальной астме в большинстве работ показано изменение психологического статуса матерей при болезни ребенка. Обнаружено преобладание сверхзаботливых, сверхактивных и во все вмешивающихся матерей, что приводит к чрезмерной зависимости ребенка [15]. Ю.Ф. Антропов и Ю.С. Шевченко [1] констатировали воспитание по типу кумира семьи и гиперопеки в семьях детей, больных бронхиальной астмой в 57,1% случаев.

Итак, на сегодняшний день очевиден существенный вклад психологических особенностей, как самого ребенка, так и его макросоциального окружения в развитие и течение бронхиальной астмы, разработаны разнообразные программы психотерапевтической помощи больным детям и их семьям. Однако не менее важно знать и учитывать психологические особенности детей на этапе предрасположенности  к заболеванию, для того чтобы начинать превентивную психологическую помощь в группах риска по формированию болезни. Различным заболеваниям всегда предшествуют предболезненные состояния (психо-вегетативный синдром по А.В. Вейну), то есть реакции и состояния, не достигающие степени болезни и явлений дезадаптации. Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки стойкого, но обычно неявного эмоционального напряжения [8]. Хотелось бы подчеркнуть, что в доступной нам литературе мы не нашли описания психо-вегетативного синдрома у детей из группы риска по возникновению бронхиальной астмы и у детей, страдающих бронхиальной астмой в дошкольном возрасте, а также их личностных особенностей. В основном исследуются особенности личности при выраженных проявлениях респираторных расстройств с нередкой констатацией факта, что начало заболевания приходится на ранний детский возраст [8, 17, 23].

Целью нашего исследования было выявление особенностей психологического, социального и соматического статусов детей дошкольного возраста, страдающих бронхиальной астмой и из группы риска по развитию бронхиальной астмы, а также особенностей их семейного воспитания.

 

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на базе МУЗ детской поликлиники № 5 г. Ярославля в 2004-2007 г.г. Для выполнения поставленных в работе задач было обследовано 67 детей в возрасте 3-7 лет. Экспериментальную группу 1 (в дальнейшем обозначаемая ГБА – группа бронхиальной астмы) составили 40 детей с установленным диагнозом бронхиальной астмы в межприступном периоде болезни. Все дети имели атопическую форму БА, легкой или средней степени тяжести. Экспериментальную группу 2 (в дальнейшем обозначаемая ГВР – группа высокого риска) составили 27 детей из «группы риска» по возникновению БА. Согласно Национальной программе «Бронхиальная астма. Стратегии лечения и профилактика» 2004г. [2], в группу высокого риска по формированию астмы относятся дети с наследственным предрасположениями к аллергическим заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания, а так же дети, в анамнезе которых имеют место указания на наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа, бронхообструктивного синдрома при ОРВИ. Группу сравнения составили 30 здоровых детей (ГС – группа сравнения). Все группы были сопоставимы по возрасту и полу. Для изучения особенностей семейного воспитания были обследованы 67 матерей в возрасте от 23-45 лет.

Изучения соматического статуса детей проводилось совместно с врачом-педиатром с изучением генеалогического, биологического и социального анамнезов с комплексной оценкой уровня здоровья в соответствии с рекомендациями В.А. Доскина и З.С. Макаровой (1995).

 

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство исследователей на сегодняшний день первичным признаёт генетическую детерминированность болезни [4]. Однако, на возникновение заболевания, сроки его манифестации, тяжесть и течение влияет множество факторов на различных этапах онтогенеза ребёнка [2].

В частности, нами установлена высокая отягощённость в наследственности не только атопическими, но и психосоматическими заболеваниями родословной детей как больных астмой, так и из группы риска её развития.

Частота встречаемости атопических заболеваний в родословной как у детей с бронхиальной астмой, так и из группы риска БА была значительной. Психосоматические заболевания регистрировались в родословной больных астмой и детей из группы риска примерно у каждого второго ребёнка, в то время как у здоровых детей только в 13% случаев (рис.1).

 

Примечание: * – р <0,05;**- р <0,01 –  достоверность отличия по отношению к группе сравнения.

 

Рисунок 1. Частота встречаемости аллергических и психосоматических заболеваний у родителей детей-астматиков  и детей из группы высокого риска по развитию бронхиальной астмы.

 

Анализ факторов риска, наиболее часто встречающихся у детей из группы риска развития бронхиальной астмы, позволил условно разделить их на две группы: специфические (атопические) и неспецифические (неатопические), которые не являются аллергенами, но могут способствовать сенсибилизации организма ребёнка. Неспецифическими их называют и потому, что встречаются они при самой разнообразной хронической патологии [9].

Приоритетная роль атопии в формировании бронхиальной астмы доказана множеством исследований и не вызывает сомнения [14, 5]. Атопический анамнез у обследованных нами детей с бронхиальной астмой и из группы риска БА документировался массивной, в первую очередь пищевой аллергенной нагрузкой начиная с антенатального периода. Для детей этих  групп было характерно раннее манифестирование кожной аллергии (в неонатальном периоде) и распространённость атопического дерматита (заболевания, протекающего с гиперпродукцией иммуноглобулина Е) на первом году жизни, что достоверно отличало больных астмой и детей из группы риска от группы сравнения (рис. 2).

 

Примечание: * – р <0,05; ** – р <0,01; *** – р <0,001 – достоверность отличия по отношению к группе сравнения.

 

Рисунок 2. Частота регистрации  атопического дерматита у детей-астматиков и детей их группы риска по развитию бронхиальной астмы на 1-ом году жизни

 

Результаты исследования, приведённые в таблице 1, свидетельствуют о высокой отягощённости антенатального периода онтогенеза (5 и более отягощающих факторов) и отягощённости (3 и более отягощающих факторов) интранатального периода у детей с бронхиальной астмой и из группы риска по её формированию (табл. 1).

Таблица 1

Частота встречаемости неатопических факторов в ГБА, ГВР и ГС (%)

 

В последнее время большое значение в возникновении различных заболеваний придаётся перинатальному стрессу, для которого характерны конфликты в семье в период беременности и перед родами, угроза выкидыша, операции во время беременности, страх потерять ребёнка в процессе беременности и родов. Перинатальный стресс  в группе детей с риском развития бронхиальной астмы встречался у 63%, а в ГБА у 48% (табл. 1).

Для анализа влияния социальных факторов на развитие бронхиальной астмы у детей был собран социальный анамнез семей. Социальный анамнез оценивался по схеме дородового патронажа, разработанной преподавателями кафедры поликлинической педиатрии ЯГМА. При анализе учитывались следующие факторы: полнота семьи, возраст родителей на момент рождения ребенка, образование, место работы, профессия родителей, наличие профессиональных вредностей, вредные привычки родителей, асоциальные формы поведения, жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, социально-гигиенические условия воспитания ребенка.

Как видно из таблицы 2 для большинства семей, в том числе и для семей, имеющих детей с отклонениями в состоянии здоровья, характерна низкая степень отягощенности по социальному анамнезу.

Таблица 2

Степень отягощенности по социальному анамнезу у детей-астматиков (ГБА)
и детей из группы риска по возникновению бронхиальной астмы (ГВР)
и здоровых детей (ГС) (%)

 

Применение критерия Вальда-Вольфовица не выявило значимых различий по социальным факторам. Таким образом, с точки зрения социальной ситуации развития ребенка, обследуемые семьи можно отнести к категории благополучных. Полученные нами данные не подтверждают исследования, в которых утверждается, что больные БА либо воспитываются в неполной семье, либо пережили в детстве утрату одного из родителей [19].

Оценка психологического статуса детей проводилась по результатам комплексного рисуночного теста для детей 3-7 лет. Наряду с этим  оценивали социальное поведение ребёнка на приёме по карте – схеме разработанной Й. Шванцаре. Были выделены следующие компоненты для оценки социального поведения: контакт, процесс социальной адаптации во времени, социальная активность, социальные навыки и вежливость, качественный индикатор социального поведения, настроение.

Во время обследования давалась оценка уровня социального поведения ребенка в процессе обследования. Поведение 39% детей с бронхиальной астмой характеризовалось сдержанностью, недоверчивостью, осторожностью. «Низкий» уровень социального поведения во время обследования продемонстрировали 31% детей с бронхиальной астмой, 19% – из группы риска и 17% здоровых детей.

Количественная обработка данных с помощью непараметрического критерия Вальда-Вольфовица показала существование значимых различий между группами по параметру социальное поведение. Т.е. дети из ГБА социально адаптируются достоверно хуже детей из ГВР и ГС. Объяснить этот факт можно несколькими причинами.

Во-первых, длительное пребывание в больнице и дома во время обострений и соблюдение определенных жизненных ограничений разрушает планы ребенка, фрустрирует его познавательную потребность [13], препятствует адекватной социализации ребенка, что выражается в особенностях общения ребенка.

Во-вторых, это особенности родительского воспитания и отношения к болезни ребенка. В исследованиях В.В. Николаевой обнаружены значимые связи между наличием симбиотического и симбиотически авторитарного типов родительского отношения и социальной дезадаптацией, инфантилизацией ребенка [14].

В-третьих, имеют значение личностные проблемы родителей, которые отражаются на поведении ребенка. По мнению И.Р. Бельской, «ребенок отражает то, что чувствует. Он тревожен, если тревожна мать, замкнут, если с ним неохотно общаются. Ребенок является неподкупным зеркалом истины отношений родителей, их отношения к себе и окружающим… Таким образом, уровень его психического развития, а также качество и направление нарушений этого развития отражают в первую очередь проблемы родителей».

Для оценки личностных особенностей ребёнка использовались рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное». При анализе рисунков мы сфокусировали свое внимание на таких качествах как тревожность, агрессивность и замкнутость (нарушение социальных контактов).

Таблица 3

Качества личности детей-астматиков (ГБА), детей из группы риска
по возникновению бронхиальной астмы (ГВР) и здоровых детей (ГС)
(по результатам теста «ДДЧ») (%)

 

Значимых различий между группами не было выявлено. Обращает на себя внимание высокий процент тревожности во всех группах. Полученная нами закономерность находит подтверждение в литературных источниках, в которых авторы обнаружили обратную зависимость выраженности тревожности от степени тяжести бронхиальной астмы и давности манифестации заболевания [6]. Многие исследователи (Прихожан А.М. 2000; Захаров А.И., 1998; Каган В.Е., 1984) считают, что высокая тревожность у детей может служить проявлением нарушения детско-родительских отношений. При бронхиальной астме высокая тревожность, по мнению некоторых исследователей, формируется на основе страха удушья, подкрепленная переживанием своего отличия от сверстников и сознанием невозможности реализовать жизненные планы.

Высокий процент агрессивности в обеих группах детей с отклонениями в состоянии здоровья соответствует имеющимся в литературе данным. По данным Mayer and Weitermeyer (1967), личностные признаки детей, больных бронхиальной астмой не являются только вторичными, зависящими от болезни чертами психики (в частности, проявлениями вторичной невротизации). У детей-астматиков с самого начала болезни отмечаются определенные черты, которые не усиливаются, а наоборот могут нивелироваться на протяжении болезни: недостаточные способности, агрессивность, направленная на окружающих, и самообвинения в этой агрессивности.

Несколько более высокий процент замкнутости в ГБА по сравнению с ГВР можно объяснить не только врожденными особенностями, но и воспитанием ребенка-астматика в домашних условиях.

Таким образом, анализ клинико-анамнестических факторов и психологических особенностей показал, что дети группы риска, ближе по своим медико-психологическим характеристикам, к больным, чем к здоровым детям.

Для исследования факторов семейного воспитания и личностных особенностей матерей, воспитывающих соматически ослабленных детей, мы использовали: опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ), разработанного Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом [21], «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) и 16 факторного опросника Кеттелла.

Изучение особенностей детско-родительских взаимоотношений и воспитания с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» показало, что те или иные отклонения встречаются у 88% семей.

Количественная обработка данных с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни не выявила значимых различий между группами.

В процессе обработки результатов опросника АСВ, на основании работы Н.Т. Колесник, мы выделили 2 типа особенностей семейного воспитания [10].

«Тип семейной дезорганизации», который характеризуется наличием неустойчивых количественных и качественных сочетаний видов отклонений, которые включают в себя – нарушение процесса воспитания в семье и психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. Таких видов сочетаний наблюдается от 2-6.

«Тип негармоничного семейного воспитания». Он характеризуется наличием устойчивых сочетаний видов отклонений в воспитании детей, отягощенных наличием типа семейной дезорганизацией, или неустойчивых количественных и качественных отклонений от 6-10 сочетаний.

Тип семейной дезорганизации диагностировался у 67% испытуемых в ГБА и у 51% в ГВР, а тип негармоничного семейного воспитания у 23% и 11% соответственно. В исследовании Н.Т. Колесник [10] на здоровых детях, такой тип встречается только у 5,8% испытуемых.

Таким образом, нами установлено, что только в 10% семей, воспитывающих детей с БА и у 38% семей, воспитывающих детей с риском формирования БА, наблюдается адекватное возрасту ребенка воспитание, а для 90% семей в ГБА и 62% в ГВР характерны нарушения воспитания, причем в ГБА в большей степени. Полученные нами результаты подтверждают имеющиеся в литературе данные о том, что в семьях соматически ослабленных детей (по сравнению с семьями детей здоровых) чаще встречается неблагоприятный для их развития стиль воспитания [19, 21].

Личностные качества матерей изучались с помощью проективного теста «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) (табл. 4). В процессе обработки результатов РНЖ были выделены следующие показатели качеств личности: контакт с окружающими, агрессивность, тревожность, самооценка.

Количественная обработка данных с помощью непараметрического критерия Вальда-Вольфовица показала существование значимых различий между группами по следующим показателям: агрессивность, тревожность, самооценка, эгоцентризм.

Таблица 4

Качества личности матерей, воспитывающих детей-астматиков (ГБА) и
детей из группы риска по возникновению бронхиальной астмы (ГВР)
(по результатам теста «Рисунок несуществующего животного») (%)

 

Таким образом, можно говорить о высокой степени контактности с окружающими матерей обеих групп. Уровень тревоги матерей ГБА значимо выше, а уровень агрессивности значимо ниже таких же показателей в группе сравнения. Неадекватная самооценка матерей в ГБА встречается значимо чаще, чем в ГВР.  У матерей, воспитывающих детей из ГВР, чаще выявляется эгоцентризм.

Для исследования личностных качеств матерей использовался опросник Р. Кеттелла. Нами были обнаружены значимые различия между группами по следующим факторам:

F (импульсивность) – низких значений по этому фактору в ГВР значимо больше, чем в ГБА. Для матерей, имеющих ребенка с риском развития заболевания характерна сдержанность, молчаливость, склонность все усложнять, подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. В ГБА больше средних значений по этому фактору.

В (интеллект) – высоких значений по этому фактору в ГВР значимо больше, чем в ГБА, может быть из-за того, что у них более высокие цифры и были получены по фактору F. Для матерей из ГБА  были характерны низкие общие мыслительные способности, они испытывали трудности при решении абстрактных проблем, спектр интеллектуальных интересов оказался узким, они демонстрировали бедные суждения и медленное обучение, с трудом усваивали новые понятия, все понимали буквально и конкретно. Напротив, матери из ГВР, используя интерпретацию факторов Р. Кеттелла, имеют высокие общие мыслительные способности, проницательны, быстро схватывают информацию, склонны иметь широкие интеллектуальные интересы, рассудительны, упорны.

Э (экстраверсия) – в ГВР низкие значения встречаются значимо чаще, чем в ГБА.

В целом личность матерей, воспитывающих детей с БА можно описать следующим образом. Сочетание низких значений по факторам А и  F, говорит о стремлении личности к уединенности, сдержанности, высокой степени серьезности отношения к жизни, а низкое Е в этом случае характеризует человека склонного отрицать у себя враждебные чувства и откладывать их проявление вовне. Низкая степень самоудовлетворенности (Q2), позволяет предполагать наличие внутреннего конфликта у данной личности между внешней холодностью, необщительностью, сдержанностью и огромной внутренней потребностью к частому взаимодействию с группами людей. Низкое L, следует рассматривать как признак здоровья.

Факторы  I, М и Q1 , являются составляющими интеллектуального компонента личности. Низкие значения по ним, характеризуют человека с одной стороны: практичного, логичного, имеющего жесткий контроль и ограниченные интересы, устоявшийся во мнении, склонный к нравоучениям, а с другой – подавляющего в себе тот компонент своей личности, который включает эмоциональную экспрессивность.

Таким образом, матерей, воспитывающих детей с БА можно характеризовать как интровертированных личностей, когнитивно простых, с ригидными установками, со слабыми коммуникативными способностями, страдающих от своей отгороженности и сдержанности, имеющих огромную потребность в групповой поддержке и выраженными депрессивными тенденциями.

Матери, воспитывающие детей с риском развития БА, несколько отличаются от вышеописанной группы. Прежде всего, большей сообразительностью, склонностью к чувству вины, наивностью, робостью.

 

Выводы

  1. Для детей-астматиков и детей из группы риска по развитию бронхиальной астмы характерна исходная функциональная несостоятельность морфологических, иммунологических и метаболических процессов организма дошкольника, приводящая к дисгармоничному развитию ребёнка и нарушению течения  адаптационных процессов.
  2. Низкая отягощенность социального анамнеза в исследуемых группах позволяет отнести их к категории благополучных.
  3. У дошкольников с БА и из группы риска по развитию БА в психологическом статусе выявляется высокий уровень тревожности и агрессивности, при этом дети-астматики чаще имеют низкий уровень социального поведения.
  4. Родительское воспитание в исследуемых семьях отличается высокой степенью семейной дезорганизации. У 90% семей, воспитывающих детей с БА, и у 63% семей, воспитывающих детей из группы риска по развитию БА, наблюдаются различные нарушения родительского воспитания.
  5. Уровень тревоги у матерей, воспитывающих детей-астматиков, значимо выше, а уровень агрессивности значимо ниже, чем у матерей, воспитывающих детей из группы высокого риска. Неадекватная самооценка у матерей, воспитывающих детей-астматиков, встречается чаще. У матерей, воспитывающих детей из ГВР, чаще выявляется эгоцентризм. Высоких значений по фактору В (интеллект), низких значений по фактору F (импульсивность) и низких значений по фактору второго порядка (экстраверсия) у матерей, воспитывающих детей из группы риска по развитию БА значимо больше, чем у матерей, воспитывающих детей-астматиков.

 

    Литература

  1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во института психотерапии, 1994. – 304 с.
  2. Балаболкин И.И. Современная концепция патогенеза и терапии бронхиальной астмы у детей //  Педиатрия. – 1995. – №5. – С. 73-76.
  3. Бройтингам В., Кристиан П. Психосоматическая медицина. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 488 с.
  4. Бронхиальная астма у детей / Ю.Е. Вельтищев, С.Ю. Каганов, А.И. Клембовский и др.; Под ред. С.Ю. Каганова. – М.: Медицина, 1999. – 368 с.
  5. Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика: Научно- практическая программа. – М.,2004. – 46 с.
  6. Горемыкин В.И., Протопопов А.А. и др. Психологические особенности детей с различным течением бронхиальной астмы // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии: Тез. докл Всеросс. Конф. с международным участием – Иваново, 2001. – С. 272-274.
  7. Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений (на примере атопических дерматитов у детей) // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. – №1. – С. 31-38.
  8. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста – СПб.: Специальная литература, 1996. – 440 с.
  9. Кобринский Б.А. Концепция непрерывности переходных состояний от здоровья к болезни, как основа проспективного мониторинга групп риска по формированию хронических форм патологии: Приложение к журналу Российский вестник перинаталогии и педиатрии  № 5.- М., 1994. – 31 с.
  10. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. Автореф. дисс…М. 1999. – 16 с.
  11. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков – СПб.: Прайм-ЕРОЗНАК, 2004. – 643 с.
  12. Лев Н.С. Особенности бронхиальной астмы у детей, перенёсших перинатальные поражения нервной системы // 7 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. – М., 1997 – С. 76.
  13. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.
  14. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету. – Школа здоровья. 1995. Т. 2. № 2.
  15. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Кискер К.П.,  Фрайбергер, Розе Г.К., Вульф Э. – М.: Алетейа, 1999. – 560 с.
  16. Психосоматика: Новейший справочник. – М.: ЭКСМО, 2003.
  17. Психотерапия детей и подростков / Пер. с нем. – М.: Мир, 2000. – 518 с.
  18. Соловьёва Е.Ю. Особенности механизмов психологической защиты у детей с бронхиальной астмой // Конгресс по детской психиатрии: Тез. докл. – М., 2001 – С. 23-26.
  19. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. – Ярославль, 1998. – 160 с.
  20. Эйдемиллер Э.Г., Губина Н.Б. и др. Семейный контекст и психологические особенности подростка с бронхиальной астмой // Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике: Тез. докл. Российской научн. Конференции. –  Иваново, 1999. – С. 87-93.
  21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
  22. Englund A.C., Rydstrom I., Norberg A. Being the parent of a child with asthma. // Pediatr Nurs  2001. – Vol. 27, №4. – р. 365-373.
  23. Feldman J.M., Lehrer P.M., Hochron S.M. Defensiveness and individual response stereotypy in asthma // Psychosom Med.- 2002, 64(2) – р. 294-301.
  24. Kurnat E.L., Moore C.M. The impact of a chronic condition on the families of children with asthma//. Pediatr Nurs. – 1999. – Vol. 25, №3. – Р. 288-292.
  25. Meijer A. Psychologycal factors in maternal Grandparents of asthmatic children // Child psychiatry and Human developmen, 1975, v. 6., n 1, p. 15-20.
  26. Ortega A.N., Huertas S.E., Canino G. et al. Childhood asthma, chronic illness, and psychiatric disorders. // J Nerv Ment Dis. – 2002. – Vol. 190, N 5. – р. 275-281.
  27. Shalowitz M.U., Berry C.A., Quinn K.A. The relationship of life stressors and maternal depression to pediatric asthma morbidity in a subspecialty practice. – 302 р.

 

Ссылка для цитирования

Воронина С.Н., Маскова Г.С. Анализ медико-социально-психологического статуса дошкольника из группы риска по формированию бронхиальной астмы. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы