Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Английская версия
Приглашение к публикациям
Все выпуски
журнала
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях

Сирота Н.А., Ярославская М.А. (Москва)

 

 

Сирота Наталья Александровна

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии (сайт: http://www.clinical-psy.ru), заведующий кафедрой клинической психологии Московского городского медико-стоматологического университета.

E-mail: sirotan@mail.ru

Ярославская Мария Александровна

– аспирант кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: visiteuse@mail.ru

 

 

 

 

Аннотация. Целью исследования было изучение копинг-стратегий у лиц "помогающих" профессий – медицинских и социальных работников. Было проведено экспериментально-психологическое исследование при помощи опросника Ways of Coping Questionnaire и методики исследования проактивного совладающего поведения. В результате обследования 75 женщин (42 человека – медицинские работники – врачи, медицинские сестры, и 33 социальных работника) было показано, что у работников сферы здравоохранения обнаруживается более адаптивное поведение в стрессовых ситуациях. Кроме того выявлено, что они с большим успехов прогнозируют возможные проблемы и продумывают проспективно варианты их решения. Данные результаты необходимо учитывать при подготовке медицинских и социальных работников с учетом современных требований к представителям данных специальностей.

 

Ключевые слова: копиг-стратегии, медицинские и социальные работники, совладающее поведение, проактивное совладающее поведение.

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение.

Стрессогенность работы «помогающих профессий» (медицинские, социальные работники и др.), с одной стороны определяется – высокими требованиями к профессиональной компетентности специалиста, интенсивностью, продолжительностью и загруженностью рабочего дня, невысокой заработной платой;  с другой – коммуникативными умениями работника взаимодействовать с клиентами, пациентами контакт с которыми зачастую несет в себе негативные переживания.  При длительном и комбинированном воздействии комплекса вышеперечисленных стрессовых факторов, а так же в связи с неумением предвидеть, конструктивно решать и адаптироваться к  проблемным ситуациям, у медицинских и социальных работников с высокой долей вероятности могут возникать нарушения адаптационных процессов, связанных с деструктивными вариантами личностно-средового взаимодействия.

Исследованиями особенностей активного целенаправленного поведения в связи с проблемными,  дезадаптивными  ситуациями занимается интенсивно развивающиеся направление – психология совладания.

Совладающее поведение (копинг) – «поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса» [1].

 Единой классификации копинг – стратегий не существует. Согласно Lazarus R.S., Folkman S. в совладающем  поведении можно выделить две основных аспекта: проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинги [2, 3]. Под проблемно-ориентированным копингом понимают попытку улучшения отношений «человек-среда», с помощью изменения когнитивной оценки ситуации. Эмоционально-ориентированный – это мысли и действия, целью которых является снизить физическое или психологическое влияние стресса. [2, 3].

Так же, принято разграничивать активный и пассивный виды копинга. Активные копинг – стратегии представляют собой поведенческие или психологические ответы, направленные на непосредственное изменение природы стрессора или переосмысление, в то время как предпочтение избегающих стратегий может привести индивидуума к деятельности (например, употребление алкоголя) или психических состояний, которые удерживают их от прямого решения стрессовых событий. Многочисленные исследования по изучению копинг – стратегий показывают, что предпочтение активных справляющихся стратегий, будь то поведенческие или эмоциональные – являются лучшими способами взаимодействия со стрессовыми событиями [4, 5]. В то время как, предпочтение избегающих стратегий – являются психологическим фактором риска или маркером для неблагоприятных ответов на стрессовые события жизни [4, 5,6, 7].

Использование неконструктивного поведения, ригидных механизмов психологической защиты в трудной ситуации приводят к нарастанию стрессовой нагрузки и постепенному истощению адаптационно-компенсаторных ресурсов человека, что обусловливает снижение эффективности способов преодоления стресса.

Целью настоящего исследование явилось изучение способов совладающего поведения как психологических механизмов адаптации у медицинских и социальных работников.

 

Материалы и методы:

В исследовании приняло участие 75 женщин. Из них 42 человека – медицинские работники (врачи, медицинские сестры) в возрасте от 25 до 60 лет, средний возраст составил – 44,9 ±10,4. Группу сравнения составили 33 социальных работника в возрасте от 26 до 55 лет, средний возраст составил 38,4±9,5.

Для изучения частоты использования и оценки степени эффективности копинг стратегий применялись копинг – опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ) Lazarus, Folkman., адаптированный в лаборатории психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под руководством Л.И. Вассермана, методика «Проактивное совладающее поведение» (Аспинвал, Шварцер, Тауберт, 1999, адаптация Е. Старченковой, в модификации В.М. Ялтонского, 2009). Достоверность различий в частоте анализируемых характеристик испытуемых оценивалась по критерию Манна–Уитни.

Описание методик:

Опросник Ways of Coping Questionnaire

Методика состоит из 50 утверждений, каждое из которых предлагает определенный вариант поведения в затруднительной ситуации. Ответ оценивается испытуемым по 4-балльной шкале в зависимости от частоты обращения к стратегии (никогда, редко, иногда, часто). Пункты методики объединены в 8 шкал, соответствующих копинг – стратегий.

Методика «Проактивное совладающее поведение»

Опросник «Проактивное совладающее поведение» оценивает выраженность тех или иных копинг-стратегий у индивида. Он со¬стоит из 55 утверждений и включает шесть шкал. Каждое утверждение предлагает определенный вариант ответа. Оценка ответов производится по  4 балльной шкале и варьирует от 1 балла, которому соответствует ответ «совсем не согласен» и до 4 баллов – «полностью согласен». Пункты 2, 9, 14 первой шкалы подвергаются обратной обработке.

 

Результаты исследования и их обсуждение:

Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения представлены в таблицах №1 и №2. Анализ полученных результатов по методикам показал, что испытуемые обеих групп используют широкий спектр способов совладающего поведения.

 

Таблица №1
Опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ)
Показатели предпочтительности стратегий стресс–преодолевающего поведения в обследованных группах

 

 

Средние значения по методике WCQ в обеих выборках не выходят за рамки 40 – 60 Т – баллов, что соответствует нормативам. Достоверные различия получены в методике WCQ по шкале «Самоконтроль» (P<0,001), так средние значения для выборки социальных работников составили 43,3, для медиков – 53,5. По-видимому, боле высокие значения по данной стратегии могут быть связаны с осознанием медицинского работника важности преобладания рационального подхода в стрессовых ситуациях, избегания эмоциогенных импульсивных поступков в решении ряда рабочих задач, как например, постановка диагноза, проведение хирургического вмешательства, умения спокойно и в доступной форме объяснить пациенту тактику лечения. Так же более высокие значения получены по шкале «Принятие ответственности» у работников здравоохранения, по – сравнению с социальными работниками (P <0,05). Средние значения для медиков составили 51,8, для социальных работников – 46,2. Полученные данные могут быть связаны с как осознанием самим специалистом ответственности за жизнь и здоровье пациентов, так и с повышенными требованиями социума к профессиональной компетентности работника. Группы достоверно различались по шкале «Бегство – избегание» (P = 0,01). У медицинских работников, средний балл выше, чем у второй выборки и составил 50,8, это можно объяснить нахождением специалиста в обстановках с повышенными психологическими перегрузками, такими как: постоянное соприкосновением с летальными исходами, с чужой психологической и физической болью, дефицитом времени, и пр. Все вышеперечисленное ведет к нарастанию эмоционального напряжения. Стратегия «бегство-избегание» дает возможность работнику снижать эмоциональное напряжение, получать определенную разрядку. Стратегия не является дезадаптивной, т.к. используется в краткосрочной перспективе. Отмечено более частое обращение к стратегиям  «Планирование решения проблемы» (P < 0,05) и «Положительная переоценка» (P < 0,01) у медицинских работников – по сравнению с выборкой социальных работников.

 

Таблица №2
Средние значения по методике «Проактивное совладающее поведение»

 

 

Эти данные перекликаются с результатами методики «Проактивное совладающее поведение» (таблица №2), где по шкалам «рефлексивное преодоление», «превентивное преодоление», у медиков получены более высокие значения. Использование стратегий «планирование решения проблемы», «рефлексивное преодоление», «превентивное преодоление» позволяет работникам проанализировать затруднительные ситуации, составить план действий и найти приемлемое решение. Обращение к «положительной переоценке» поддерживает у специалиста высокую самооценку, восприятие своей профессиональной компетентности. Представители сферы здравоохранения также достоверно чаще (P < 0,05) используют стратегию «поиск инструментальной поддержки», средний балл составил – 19,5, по сравнению с социальными работниками – 16,85. По роду своей профессиональной деятельности медикам приходиться обращаться к разборам клинических случаев пациентов, посещать конференции, посвященные аспектам лечения, проходить повышения квалификации. Вышеперечисленные факторы могут быть объяснять более высокие значения по данной шкале для мед. работников.

Можно предположить, что использование широкого спектра конструктивных стратегий совладающего поведения позволяет повысить адаптационные резервы личности, помогает реализовать профессиональный потенциал, положительно влияет на профессиональную самоидентификацию работника.

 

Выводы:

  1.              Медицинские и социальные работники для разрешения проблемных и трудных ситуаций используют эффективный арсенал стратегий стресс преодолевающего поведения;
  2.              Работники сферы здравоохранения достоверно чаще социальных работников обращаются к стратегиям «самоконтроль», «принятие ответственности», «бегство-избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка», «рефлексивное преодоление», «превентивное преодоление», «поиск инструментальной поддержки»;
  3.              Обращение к стратегии «бегство – избегание» у медицинских работников не является дезадаптивной, т.к. используется в краткосрочной перспективе;
  4.              Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего изучения особенностей стресс–преодолевающего поведения у данного контингента работников, могут быть полезны для разработки психопрофилактических и психокорекционных мероприятий, а также учитываться при планировании профессиональной подготовки медицинских и социальных работников с учетом современных требований к представителям данных специальностей.

 

    Литература

  1. Малкина–Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе. // Московский психологический журнал. –  2005.  № 12.
  2. Folkman S. and Lazarus R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y., 1991, 207-227.
  3. Lazarus Richard S. and Folkman Susan The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y., 1991, 189-206.
  4. Holahan C. J. & Moos R. H. Risk, resistance and psychological distress: A longitudinal analysis with adults and children // Journal of Abnormal Psychology, 1987, 96: 3-13.
  5. Penley JA, Tomaka J, Wiebe JS The association of coping to physical and psychological health outcomes: a meta-analytic review. // J Behav Med, 2002, 25: 551-603.
  6. Terry DJ, Callan VJ, Sartori G Employee adjustment to an organizational merger: stress, coping and intergroup differences. // Stress Med, 1996, 12: 105-122.
  7. Pisarski A, Bohle P, Callan VJ (1998) Effects of coping strategies, social  support and work-nonwork conXict on shift worker’s health. // Scand J Work Env Health 1998, 24(3): 141-145

 

 

Ссылка для цитирования

Сирота Н.А., Ярославская М.А. Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы