Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

Василенко Т.Д. (Курск)

Василенко Татьяна Дмитриевна

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– декан факультетов клинической психологии и социальной работы Курского государственного медицинского университета, доцент, кандидат психологических наук.

E-mail: tvasilenko@yandex.ru




Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.



14 апреля 2010 года в Курском государственном медицинском университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение лечебного процесса», посвященная 75-летию КГМУ и 10-летию кафедры психологии и педагогики. Конференция собрала более 250 участников. Это были медицинские психологи детских поликлиник, родильных домов, врачи психиатры и психотерапевты лечебно-профилактических учреждений, преподаватели кафедр Курского государственного медицинского университета.

Декан факультетов клинической психологии и социальной работы КГМУ, доцент Василенко Т.Д., проректор КГМУ по лечебной работе и последипломному образованию, профессор  О.И. Охотников, заведующий кафедрой психологии КГУ профессор Чернышев А.С.


Целью конференции было разработать и обсудить стратегии внедрения  психологического  сопровождения в лечебный процесс.

Задачами конференции являлись:

1. Анализ организационно-методических аспектов психологического сопровождения лечебного процесса.

2. Определение основных направлений и моделей развития системы психологического сопровождения лечебного процесса.

3. Определение проблемы интеграции взаимодействия специалистов в системе оказания медицинской помощи.

4. Внедрение полипрофессионального подхода в лечебный процесс.

5. Анализ психологического сопровождения лечебного процесса больных различных групп заболеваний (гинекологических, онкологических,  хирургических, кардиологических).

6. Реализация инновационных программ и технологий психологического сопровождения лечебного процесса.

Торжественное открытие конференции началось с приветственного слова проректора КГМУ по лечебной работе и последипломному образованию профессора  О.И. Охотникова, который высказал уверенность в успешности обсуждения данной темы. В своем выступлении Олег Иванович сделал акцент на проблеме взаимодействия врача и психолога, подчеркнув, что осуществление врачебных мероприятий без учета психологического особенностей и реакций пациента на болезнь не обеспечивает оптимального эффекта. В медицине назрела острая необходимость дополнить инновационными технологиями взаимодействие врача и пациента.

Проректор КГМУ по лечебной работе и последипломному образованию, профессор  О.И. Охотников


С приветственным словом выступила главный педиатр города Курска Вера Борисовна Задохина, которая отметила, что как показывает опыт работы за последние несколько лет  в диалоге врача и психолога в ежедневной практике клинического психолога в поликлиниках и больницах, в рамках круглых столов, конференций, совместных исследований и благотворительных проектов выигрывает пациент, нуждающийся в эффективном лечении. Тем самым, подчеркнув своевременность и важность обсуждаемой сегодня темы, выразив удовлетворенность плодотворным сотрудничеством департамента здравоохранения города Курска и факультета клинической психологии.

Главный педиатр города Курска В.Б. Задохина.


Со словами благодарности выступила выпускница факультета клинической психологии Булаева Е. В., которая в данный момент возглавляет психолого-медико-социальное сопровождение «Юго-Запад» г. Москва. В своем выступлении она рассказала о значимости обучения на факультете клинической психологии КГМУ и поблагодарила весь профессорско-преподавательский состав университета за те знания и умения, которые она приобрела в стенах нашего Вуза.

Директор психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Запад» Булаева Е. В.


На пленарном заседании были представлены четыре доклада:

Чернышев Алексей Сергеевич д.пс.н., профессор, заведующий кафедрой психологии Курского государственного университета выступил с докладом «Мироощущение и социальное самоопределение современного человека». Алексей Сергеевич сделал акцент на то, что современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи в области сохранения здоровья человека. Пути решения этих задач в медицине находятся на стыке наук и деятельности различных специалистов. Только комплексный подход в лечении и сохранении здоровья может быть адекватен современному представлению о человеке.

Чернышев Алексей Сергеевич д.пс.н., профессор, заведующий кафедрой психологии Курского государственного университета


Методология и технология психологического сопровождения лечебного процесса в системе родовспоможения (акушерско-гинекологическая практика) была представлена  Никишиной Верой Борисовной д.пс.н., профессором кафедры психологии и педагогики.

В своем докладе Вера Борисовна подробно рассказала о целях психологического сопровождения процесса родовспоможения, остановилась на этапах и алгоритме психологического сопровождения. Особое внимание докладчик сделал акцент на том, что данный вид поддержки при родовспоможении осуществляется сравнительно недавно, но с 1 марта по 12 мая 2010 года удалось принять участия в 29 родах. Наибольший интерес и у присутствующих  вызвали видео фрагменты внешней и внутренней супервизии, а также интервью с роженицами, в которых мамы рассказали о  положительном влиянии данного сопровождения на процесс родовспоможения. В своем докладе Вера Борисовна также продемонстрировала фотографии новорожденных при родах, на  которых осуществлялось психологическое сопровождение. Данное сообщение нашло большой эмоциональный отклик у присутствующих, в связи с этим возникло  множество поступивших предложений касающихся такого вида взаимодействия не только в системе родовспоможения.

Психологическое сопровождение лечебного процесса: опыт деятельности факультета клинической психологии КГМУ был представлен в докладе Василенко Татьяны  Дмитриевны к.пс.н., доцента, заведующей кафедрой психологии и педагогики, деканом факультетов клинической психологии и социальной работы. На кафедре психологии и педагогики существуют три основных направления работы психологическое сопровождение лечебного процесса – это психологическое сопровождение людей в ситуации хронического соматического заболевания, психологическое сопровождение женщин в системе родовспоможения и патологии беременности, психологическое сопровождение профессиональной деятельности врача. Татьяной Дмитриевной было подробно рассказано о многолетних исследованиях и коррекционных программах проводимых по каждому из направлений. Наибольший эмоциональный отклик вызвало такое направление, как психологическое сопровождение женщин в системе родовспоможения и патологии беременности. Докладчик рассказал что в работе, которая ведется с женщинами, имеющими негативный опыт беременности (аборт и выкидыш), рассматриваются личностные основания, включенные в переживание такого опыта и определяющие протекание новой беременности. Выявленные личностные характеристики позиционируются, как требующие психологического вмешательства направленного на формирование готовности быть матерью. При психологическом сопровождение профессиональной деятельности врача, работа направлена на выявление личностных качеств, определяющих устойчивость личности к стрессу, переживанию потери и неудачи в процессе реализации профессиональной деятельности. Развитие таких личностных качеств, есть путь к оказанию психологической поддержки направленной на профилактику синдрома эмоционального выгорания, повышения стрессоустойчивости и жизнестойкости. При психологическом сопровождении людей в ситуации хронического соматического заболевания изучаются личностные и социальные ресурсы, помогающие человеку в ситуации заболевания продолжать реализовывать себя как личность, находить пути гармоничного взаимодействия и развития, что рассматривается как пути и мишени оказания психологической помощи людям в ситуации хронического соматического заболевания. Также в докладе было отражено, что в контексте реализации программы «Психологическое сопровождение лечебного процесса», заключены договора о научном сотрудничестве между Курским государственным медицинским университетом и  Австрийским институтом повышения квалификации в области детской и подростковой психотерапии и консультирования и психотерапии родителей (Вена, Австрия, директор института, доктор психологии Вера Цимприх), а также обществом экзистенциального анализа и логотерапии в Вене (Вена, Австрия, директор доктор медицины и психологии Альфрид Ленгле).

Альбина Викторовна Локтионова директор института интегративной детской психотерапии «ГЕНЕЗИС ПРАКТИК» в своем выступлении рассказала об опыте австрийских коллег по раннему сопровождению младенцев. Очень большое внимание уделяется невербальным проявлениям потребностей детей, нарушение которых может привести к ранней психосоматизации ребенка. Были представлены видеосюжеты невербальных проявлений потребностей новорожденных, проводимой коррекции нарушения контакта «мать-дитя». С помощью психолога у мамы появилась возможность установить контакт со своим ребенком, а  также избавится от чувства вины перед ним за невозможность кормления грудью в первые дни жизни. Альбина Викторовна обратила внимание на необходимость раннего сопровождения  младенцев, внедрение в практическое здравоохранение карт наблюдения с целью выделения групп риска с нарушенным контактом «мать-дитя» и коррекция выявленных нарушений.

Директор института интегративной детской психотерапии «ГЕНЕЗИС ПРАКТИК» Локтионова А.В.


Дальнейшая работа конференции осуществлялась по четырем секциям.

В рамках тематики секции «Психологическое сопровождение лечебного процесса» заслушаны доклады по хирургической и терапевтической направлениям медицинской деятельности. Были представлены результаты многолетних исследований по психологическому сопровождению лечебного процесса, проводимых на кафедрах КГМУ. По итогам работы сформулированы предложения по дальнейшей интеграции опыта психологических исследований в практику лечебного процесса. Наибольший интерес вызвало сообщение заведующего кафедрой психиатрии и клинической психологии профессора Погосова А.В. об опыте организации отделения первого психотического эпизода, реализуемого в рамках полипрофессионального подхода. Профессор А.В. Погосов в своем сообщении сделал акцент на клинике первого психотического эпизода, как новой технологии охраны психического здоровья населения, подчеркнул необходимость открытия в городе Курске, на базе дневного стационара Курского клинического психоневрологического диспансера, отделения для лечения больных с первичным психотическим эпизодом. В 2010 году в Курской области планируется открытие отделения первого психотического эпизода на базе дневного стационара №1 Курского клинического психоневрологического диспансера. Выбор указанного подразделения не случаен. На протяжении ряда лет здесь используется биопсихосоциальный подход к лечению психически больных, который реализуется с участием специалистов различного профиля: врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе. Другими словами в упомянутом дневном стационаре созданы все условия для функционирования отделения первого психотического эпизода. Они нацелены, прежде всего, на работу с больными, страдающими шизофренией и шизоаффективными расстройствам. Эти заболевания относятся к тяжелым психическим заболеваниям с высоким уровнем распространенности.

Заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии, профессор  Погосов А.В., заведующая кафедрой психологии и педагогики, доцент Василенко Т.Д.


В выступлениях секции «Психологическое сопровождение  материнства и детства», определилось несколько основных тем. Живой интерес вызвали доклады, посвященные теме раннего контакта матери и младенца, развития привязанности. Были представлены студенткой факультета клинической психологии Бурухиной Александрой видеоиллюстрации различных типов контакта (амбивалентный, тревожно- избегающий, надежный) в трехмесячном возрасте каждый из которых обладает существенными характеристиками и на качество контакта сказывается гиперстимуляция матери, чем она выше по отношению к ребенку, тем меньше реакция ребенка на стимул и тем хуже качество контакта. В исследовании приняли участие 14 женщин, имеющих детей в возрасте 3 – 4 месяцев от первой беременности и их младенцы. Основным методом исследования является наблюдение. Для выделения критериев качества контакта использовали «Мангеймскую шкалу оценки для понимания взаимодействия матери и ребенка в грудном возрасте» (MBS-MKI-S). Исследование проводилось в 2 этапа: осуществление видеосъемки и анализ контакта в диаде мать – младенец (на основе видеосъемок) по критериям, выделяя типы контакта. Таким образом, в результате определения типов контакта с помощью наблюдения были получены следующие результаты: из 14 младенцев 2 имеют надежный тип контакта, 9 младенцев имеют амбивалентный тип контакта и 3 тревожно – избегающий тип контакта.

Студентка 5 курса факультета клинической психологии Бурухина А.В.


По результатам исследований проводимых в рамках международного проекта сотрудничества КГМУ и австрийской ассоциации детских психотерапевтов, доцент кафедры психологии и педагогики Симоненко Ирина Алексеевна выступила с сообщением «Дисфункциональная семейная система как фактор развития психосомотических заболеваний у детей и подростков». Ирина Алексеевна рассказала, что существуют психологические особенности семейной системы у подростков страдающих психосоматическими заболеваниями, причем эта специфика проявляется в различных параметрах функционирования семьи. Выделяя наиболее проявляющиеся дисфункции можно отметить размытость психологических границ. Чаще всего эти границы связанны с наличием коалиции в триаде, в которой присутствуют мать и ребенок. Внутри этой коалиции много тревоги и амбивалентных чувств, а также слиянных отношений. Описанные дисфункции характерны для подростков с заболеваниями как ЖКТ, так и с ВСД. Существуют различия в функционировании семейных систем с подростками, страдающими психосоматическими заболеваниями различных нозологических групп. Однако эти различия не касаются структурных параметров, а проявляются лишь на коммуникативном уровне. Так, у подростков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, репрезентация характера коммуникации в семейной системе носит более выраженный, негативный характер. В то время как подростки с заболеваниями ЖКТ, воспринимают коммуникацию в своей семье как более дистанцированную и отчужденную, в которой все так же проявляется негативная окраска в восприятии членов семьи. Таким образом, у больных подростков в отличие от подростков здоровых в большей степени нарушена общая суверенность психологического пространства личности и все ее частные показатели. Данные результаты свидетельствуют о том, что у подростков с наличием психосоматического заболевания нарушен приемлемый для них режим телесных контактов, присутствуют навязывание со стороны родителей ценностей и способов действия, родители стремятся контролировать социальные контакты подростков, имеют место неприятные переживания по поводу посягательств на личную собственность и т.д. Все это свидетельствует о том, что нарушение суверенности психологического пространства личности связано с наличием заболевания.

В работе секции «Психологическое сопровождение деятельности врача» Содержание докладов – соответствовало специфическим особенностям клинического психолога в психологическом сопровождении деятельности врача. Корректно использовали теоретические положения из смежных наук – социальный психолог, возрастной психолог. Продуктивное сочетание теоретических основ и технологий. В докладе ассистента кафедры психологии и педагогики Есенковой Н.Ю. «Психологическая компетенция как фактор управления мотивационно-целевой основой учения студентов медицинского ВУЗа» было указано, что важнейшей составляющей процесса профессионального развития является становление его психологической компетентности. Эмпирические данные выявляют связь между параметрами психологической компетентности и учебной мотивацией студентов.

Особый интерес вызвали проблемы психологической деонтологии. В своем выступлении доцент кафедры психологии и педагогики Т.И. Сурьянинова подробно рассказала о том, как в настоящее время расширяется сфера оказания психологической помощи различным группам населения, и встает проблема создания отдельной дисциплины – «психологическая деонтология». Татьяной Ильиничной были обозначены проблемы в деятельности помогающих специалистов:

1) проблема возможного вреда от влияния деятельности психологов-консультантов, психотерапевтов на будущее развитие российского общества в целом. Вред связан с внедрением убеждений, стереотипов поведения, образа жизни, несвойственных отечественным традициям и российскому менталитету.

2) трудности исполнения требований этического кодекса в конкретных ситуациях, что связано с несовершенством самого этического кодекса;

3) проблемы, касающиеся личности самого психолога, его уровня личностной нравственности, моральной надежности, а также проблема возможного эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

В ходе дискуссии участники секции пришли к выводу – для того чтобы создать психологическую деонтологию необходимо понимать основы нравственного функционирования личности и ее внутреннего ядра; изучать и сравнивать нравственные идеалы различных мировоззренческих систем, исследовать критерии зрелости целостной личности, понимать роль мировоззрения и нравственной регуляции личности.

Ассистент кафедры психологии и педагогики КГМУ Есенкова Н.Ю.,
Доцент кафедры психологии и педагогики КГМУ Сурьянинова Т.И.


В работе студенческой  секции «Психологическое сопровождение лечебного процесса» приняли участие студенты Курского государственного медицинского университета и Курского государственного университета. Доклады имели направленность, как теоретического характера, так и основанные на экспериментальных данных. Тематика выступлений достаточно широка. В ней нашли отражение такие проблемы как психология аддиктивного поведения, психологическая культура и нравственное здоровье молодежи, социальное представление молодежи о свободе и социальном самочувствии, психологические факторы патологии и здоровья человека, психологические аспекты материнства, учебной и спортивной деятельности, психологические аспекты становления студенческой семьи, роль телевидения в формировании нравственного здоровья молодых людей. Наиболее ярким выступлением был доклад  «Влияние опыта невынашивания на готовность к материнству» студентки 5 курса факультета клинической психологии Ившиной М.Е.  Она рассказала о проводимом многолетнем исследовании отразив,  что смысловая сфера беременных женщин с опытом невынашивания беременности имеет место в построение планов, которые не имеют реальной опоры в настоящем.  Женщины без опыта невынашивания ребенка планы строят в соответствии с реальной опорой. Эмоциональная сфера беременных женщин с опытом невынашивания беременности находится в состоянии выраженной социально–психологической дезадаптации. Тревожная и болезненная оценка своего самочувствия.  У женщины без опыта невынашивания беременности присутствует болезненная оценка своего состояния.

Работа студенческой секции Психологическое сопровождение лечебного процесса.


При закрытии конференции принята резолюция, которая была озвучена зав. кафедрой психологии и педагогики КГМУ, доцентом Т.Д. Василенко. Учитывая, что современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи в области сохранения здоровья человека. Пути решения этих задач в медицине находятся на стыке наук и деятельности различных специалистов. Полипрофессиональный  подход в лечении и сохранении здоровья может быть адекватен современному представлению о человеке. В связи с этим считать целесообразным:

1. Обеспечение и реализация полипрофессионального похода в оказании медицинской помощи с участием медицинских психологов.

2. Осуществление следующих форм полипрофессонального подхода: клиника первого психотического эпизода, психообразовательные программы, телефоны экстренной психологической помощи психиатрическим и другим лечебным учреждениям.

3. Внедрение в педиатрическую деятельность карт наблюдений нарушений контакта матери с младенцем, с целью ранней диагностики группы риска. Считать целесообразным психологическое сопровождение и коррекцию ранних нарушений привязанности в детских поликлиниках.

4. Разработка программ производственной практики студентов факультета клинической психологии, педиатрического факультета, лечебного факультета для обучения полипрофессиональному взаимодействию на додипломном этапе подготовки.

5. Продолжить опыт психологического сопровождения беременных женщин, оформить волонтерский отряд студентов факультета клинической психологии по участию в психологическом сопровождении беременных.



Ссылка для цитирования

Василенко Т.Д. Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение лечебного процесса». [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).


Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

В начало страницы В начало страницы