Вернуться на главную страницу
Наши авторы
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

 

Е.С. Дьячкова (г. Тамбов)

 

Дьячкова Елена Станиславовна

-  кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогической и возрастной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Академия психологии и управления

E-mail:  Lena802005@bk.ru

 

 

 

Стремительное развитие современной цивилизации, ее движение к информатизации, усиление роли личности в обществе, научно-технологический прогресс влечет за собой модернизацию во всех социальных сферах, включая систему здравоохранения, психологического и медицинского образования. Это выражается в возникновении новых, ранее не существующих проблем медицинской психологии. Специфика обозначенных процессов отражает, с одной стороны, особенности формирования новых знаний медицинской психологии на основе современных исследований, а с другой – ориентацию на имеющийся опыт и пример международного психологического сообщества. В этой связи охарактеризуем актуальные проблемы и тенденции развития современной медицинской психологии.

Одной из актуальных проблем медицинской психологии является осуществление психологической подготовки студентов-медиков, включающей в себя усвоение знаний по психологии с рассмотрением вопросов, касающихся изучения личности, общения, эмоций, возрастных аспектов развития психики, а также формирование психологических умений: устанавливать психологический контакт с пациентом, сопереживать, определять роль психического фактора в этиопатогенетических механизмах различных болезней, их течении, компенсации и декомпенсации. О вопросах подготовки врача к взаимодействию с пациентом указывается в работах [9, 10, 35]. Большое количество исследований посвящено проблеме профессионального становления врача, изучению психологических и этических аспектов медицинской профессии [3, 6, 19, 20, 26, 33, 46, 47 и др.]. Исследователи утверждают, что от профессиональной компетентности врача зависит его успешность функционирования в коллегиальной медицинской среде, в межличностном общении в системах: врач-пациент, врач-родственники пациента, в формировании и сохранении своего собственного потенциала здоровья и повседневного саногенного поведения [1]. В этой связи особую роль играет преподавание медицинской психологии на старших курсах всех медицинских специальностей, которая в медицине играет интегративную междисциплинарную роль, актуализируя все полученные знания по биоэтике, психологии, педагогике, социальной гигиене и организации здравоохранения, психиатрии, неврологии, педиатрии, терапии.

В тоже время, психологические знания и навыки позволяют медицинским работникам, одновременно сопереживая своим пациентам, не выгорать эмоционально. Ведь синдром эмоционального выгорания медицинского работника довольно частое явление в наши дни, достигающий от 26 до 80 % (от врачей общей практики до врачей-психиатров) [36, 38]. Только при условии осуществления качественной психологической подготовки будущих врачей возможно повышение эффективности лечебного процесса.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что практически во всех областях медицины можно выделить психологический аспект заболеваний в целях более глубокого понимания болезни и обеспечения эффективного лечения. Среди важнейших проблем медицинской психологии – взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни (в том числе психической), формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента [16, 42].

Тенденцией современной психологической науки является идеографическое направление, связанное с исследованием личностных, профессионально важных качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности [39], актуальны психологические исследования личности пациентов, страдающих различными заболеваниями и публикации, отражающие аспекты психокоррекции, психотерапии и реабилитации пациентов [17, 25, 32, 43, 44]. Остаются в центре внимания психологов проблемы эвтаназии, врачебной этики при общении с конкретными больными и при конкретной патологии [2, 15, 20, 37].

Медицинская психология принимает участие в решении практических задач психиатрии – имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии [8, 14, 28, 22, 27]. В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека (общая психология), с другой - знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в когнитивных процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью (патопсихология).

Немаловажной проблемой современности вообще и медицинской психологии, в частности, является проблема здоровья. Так, в психосоматике наряду с концепцией внутренней картины болезни появляется концепция внутренней картины здоровья. Исследователи выделяют различные аспекты, виды (физическое, психическое, психологическое, духовное, социальное), критерии и объяснительные модели здоровья. В России и за рубежом сложилось научно-практическое направление – психология здоровья [4, 30]. В работах этих исследователей проявляется синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психологического здоровья личности, исследуются ценности и смысложизненные ориентации, духовные, творческие измерения человека. Внимание к здоровью отдельного человека означает ориентацию общества на общечеловеческие ценности.

В рамках Международного научного конгресса «Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей» 4-5 декабря 2008 года в г. Тамбове состоялась Международная научная конференция «Научные основы развития концепции охраны здоровья здорового человека». Участники форума говорили о комплексном подходе для решения задач по сохранению здоровья. Нормальное физиологическое состояние человека невозможно без таких ресурсов, как чистый воздух и вода, безвредные в экологическом отношении продукты. На заседании затрагивалась проблема о недостатке информации по вопросам профилактики, диагностики заболеваний на ранних стадиях. Академики отмечали, что сохранение здоровья в большей мере зависит от личности самого человека, от его жизненной позиции, активности. Главная задача, которую поставили перед собой участники конгресса, заключается в том, чтобы люди стали заботиться о своем здоровье. Только в этом случае можно решить проблему преждевременной смертности, увеличения продолжительности жизни, улучшения демографической ситуации в нашей стране.

Особенно актуальны в наши дни – в ситуации неопределенности и экономической нестабильности – проблема дистресса, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и совладающего поведения (копинга) [5, 7, 21, 31, 34, 40, 41]. Под «копингом» (от англ. to соре — справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними. Установлено, что совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты. Медицинские психологи осуществляют разработку дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах (терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы и т.д.).

С развитием компьютерных и игровых технологий появляются новые проблемы, стоящие на пути развития медицинской психологии – кибераддикция (компьютерная зависимость) и лудомания (игромания, гемблинг) [11, 13, 18 и др.]. Исследователи изучают факторы, предрасполагающие к кибераддикции и зависимости от игр, стадии ее развития, особенности личности с выраженной игровой аддикцией, обосновывается специфика психологической помощи на разных стадиях развития лудомании. Хочется заметить, что технический/технологический прогресс не стоит на месте – в настоящее время темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей и без компьютеров и компьютерных сетей, которые стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, не обходится сегодня ни один современный человек. По-видимости, каждый человек должен самостоятельно ограничивать вход компьютера в его жизнь, но, учитывая то, что количество людей, попадающих в зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует детального изучения со стороны психологической науки.

Еще одной тенденцией развития современной медицинской психологии, на наш взгляд, являются новые направления в применении лабораторного метода исследования. Кроме арсенала психодиагностических методик психолог применяет физиологические, биологические методы исследования, например, «Варикард 2.5.1» (аппарат для исследования вариабельности сердечного ритма  - выдается общая оценка регуляторных систем), аппарат «Биосвязь» (аппаратно-программный комплекс для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОСБиосвязь» по ЧСС, ЧД, ЭЭГ, ЭМГ, КГР), «Нейрокор 3.1С» (предназначен для проведения лечебных сеансов с использованием метода БОС в составе комплекса медицинского назначения) и др. Эти приборы служат не только диагностическим, но и коррекционным инструментарием, к примеру, в плане снятия психо-эмоционального напряжения [45]. Кроме всего, это позволяет исследователям применять ряд оригинальных статистических  методов исследования [24].

 

Литература:

1.      Бакирова З.А., Амиров А.Ф., Куксо П.А., Мочалов С.М.  Компетентностный подход к преподаванию основ медицинской психологии // Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Т. 1. – Самара: Издательство СамНЦ РАН, 2009. - С. 27-31.

2.      Бордак С.Н. Проблема эвтаназии: гуманность и врачебный долг // Актуальные проблемы медицины. – Гомель, 2005. – Вып. 6. – Т. 1. – С.66-67.

3.      Васильев В.С. Воспитание экуменических основ веротерпимости, гуманизация медицины – важнейшие цели в этической подготовке врача в третьем тысячелетии // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. –  2005. – № 2. – С.108-109.

4.      Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352 с.

5.      Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 119-124.

6.      Горелова Л.Е. Высокие идеалы врачебной профессии // Рус. Мед. Журн. – 2004. – Т.12. – №21. –  С.1224-1225.

7.      Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 3. – С. 20-25.

8.      Дементьева Н. Ф., Чеботова В. Ю. Состояние психического здоровья бездомных как фактор, способствующий формированию бездомности и затрудняющий социальную интеграцию этой категории лиц // Медико-социальная  экспеpтиза и pеабилитация. – №3.    2009. – С 49-52.

9.      Дуброва В.П. Некоторые аспекты психологической подготовки врача к терапевтическому взаимодействию с пациентом // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.62-66.

10.  Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психологическая наука и образование. –  2000. – №4. – С. 50-59.

11.  Ениколопов С.Н., Умняшкина Д.А. Психологические проблемы патологического влечения к азартным играм // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. –  С.82-99.

12.  Задорожнюк И. Е. Книга о путях развития медицинской психологии и оптимизации психического здоровья // Вопросы психологии. – 2003. - №1. - С.133-141.

13.  Заховаева А.Г., Урсу А.В. Девальвация личности: от homo ludens к лудомании  // Философия и общество. – 2008. – №4. – С.110-117.

14.  Иванова Е.М., Ениколопов С.Н., Митина О.В. Нарушения чувства юмора у больных шизофренией и аффективных расстройствах // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 45-57.

15.  Ивашев В.В. Как формулировать "смертный" диагноз // Журнал практического психолога. –  2000. – № 3-4.

16.  Иржевская В.П., Рупчев Г.Е., Тхостов А.Ш., Морозова М.А. Проблема инсайта в современной патопсихологии // Вопросы психологии. – 2008. – №2. –С. 145–153.

17.  Киян И.Г Острый лимфобластный лейкоз в детском возрасте. Психологический аспект. Обзор литературы.// Журнал прикладной психологии. – 2003. – №2.

18.  Коваль Н. А., Мильруд Р. П. Игромания как следствие ценностного выбора личности в условиях неопределенности // Человек в условиях неопределенности: Сборник материалов Всероссийской конференции 18–19 мая 2006 г. – Новосибирск, 2006. – С. 256-268.

19.  Коренюгина Т.Ю. Диалог как средство нравственного развития студентов-медиков // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С.169-176.

20.  Коренюгина Т.Ю. Развитие представлений о психологических и этических аспектах сестринского дела // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 153-160.

21.  Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности // Человек в условиях неопределенности: Сборник материалов Всероссийской конференции 18–19 мая 2006 г. – Новосибирск, 2006. – C. 24-36.

22.  Корнилов А.П., Булыгина В.Г., Корнилова Т.В. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у здоровых и психически больных подростков // Журнал практического психолога. – 2000. – № 3-4.

23.  Королева А.П. Эмоционально-образная терапия в психосоматической медицине // Журнал практического психолога. –  2000. –  № 3-4.

24.  Корсакова Н.К. Судаков С.А. Мясоедов С.Н. Кластерный анализ в клинической психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2006. – №3. – С.85 -92.

25.  Красилова Е.В., Дашина М.Г., Морозова О.Н. Анализ клинико-психологических особенностей и трудностей адаптации инвалидов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения // Медико-социальная экспеpтиза и pеабилитация. – 2009. – №3. – С. 3-6.

26.  Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - М., ВУНМЦ, 2001. – 304с.

27.  Кузнецова С.О. Психологические особенности враждебности при психической патологии // Вопросы психологии. – 2007. – №5. – С. 89-99.

28.  Ланд Ю.Б. Особенности организации и формы психологической работы с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате // Медико-социальная экспеpтиза и pеабилитация. – 2009. – №3. – С 21-24.

29.  Михальченко В.Ф., Шилина СВ. Врач и пациент в стоматологической практике: структура взаимоотношений. – Волгоград, 2003.

30.  Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002.

31.  Падун М. А., Загряжская Е. А. Психологический дистресс у индивидов с различными когнитивными стилями  // Психологический журнал. –  Т. 28. – 2007. – №4.  – С. С.47 – 58.

32.  Первова И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии // Вопросы психологии. – 1999. - № 3. –  С. 107-117.

33.  Перес Ловелле Р., Кудрявая Н.В. Психологические основы деятельности врача. –  М., ВУНМЦ, 1999. – 204с.

34.  Полетаева А.В. К проблеме исследования переживания психической травмы: от неизбежности потери к трансформации и личностному росту [Электронный ресурс] // Сибирская психология сегодня: сб. тр. – 2004. - URL: http://www.spf.kemsu.ru/portal/psy2004/3.4.htm (24.04.08).

35.  Русина Н.А., Барабошин А.Т. Медицинская психология в медицинском вузе: реалии и перспективы  // Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования: Материалы научно-методической конференции. –  Чебоксары, 2009. – С. 100-102.

36.  Салмина-Хвостова О.И. Повышение психологической компетенции и профилактика «эмоционального выгорания» у врачей // Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования: Материалы научно-методической конференции. –  Чебоксары, 2009. – С. 155-158.

37.  Сапёров В.Н. Врач и больной: традиционные и новые деонтологические аспекты // Новые Санкт-Питербургские врачебные ведомости. – 2001. –  №3. – С. 90-93.

38.  Смирнова О.Ю., Худяков А.В., Матисен Т.Г., Жмуркина Е.Э., Короткова Н.Л., Пануева Т.Е., Халезов А.Л., Ямушева Т.A. «Эмоциональное выгорание» у медсестер психиатрической больницы // Медицинская сестра. –  2007. –  N 1. –  С.34-36.

39.  Собчик Л.Н. Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога // Московский психологический журнал.  – 2004. –  №3.

40.  Тарабрина Н.В. Теоретико-эмпирическое исследование посттравматического стресса // Психологический журнал. – 2007. – Т.28. – №4. – С.5-12.

41.  Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. – Т. 22. – № 2. – 2001. – С. 27 – 35.

42.  Хвостова С.А. Психология личности больных остеопорозом и с переломами // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – №3.

43.  Чемерис Е. А. Психологическое исцеление аллергии методом эмоционально-образной терапии // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. –  2008. - N4. -  С. 9-13.

44.  Шахсуварян С. Б., Андрианов О.В., Поляков Б.И. Клинико-деонтологические аспекты реабилитации больных злокачественными опухолями гортани // Мир психологии. –  2007. – № 1. –  С. 210-213.

45.  Ягупов П.Р., Ковалева Н.И., Романюк С.С., Корнеева Н.А., Иванова З.Г Лечение синдрома вегетативной дисфункции у пациентов молодого возраста (студенческий коллектив) в амбулаторных условиях с помощью аппарата УРПВД-01 // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области. – 2008. – № 2.

46.  Ясько Б.А. Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача // Психологическая наука и образование. –2003. – №2.    C. 52-62.

47.  Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - –  304 с.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:61

Дьячкова Е.С. Медицинская психология: к вопросу об актуальных проблемах и тенденциях развития (обзор литературы). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

В начало страницы В начало страницы