Стремительное развитие современной
цивилизации, ее движение к информатизации, усиление роли личности в обществе,
научно-технологический прогресс влечет за собой модернизацию во всех
социальных сферах, включая систему здравоохранения, психологического и
медицинского образования. Это выражается в возникновении новых, ранее не
существующих проблем медицинской психологии. Специфика обозначенных процессов
отражает, с одной стороны, особенности формирования новых знаний медицинской
психологии на основе современных исследований, а с другой – ориентацию на
имеющийся опыт и пример международного психологического сообщества. В этой
связи охарактеризуем актуальные проблемы и тенденции развития современной
медицинской психологии.
Одной из актуальных
проблем медицинской психологии является осуществление психологической
подготовки студентов-медиков, включающей в себя усвоение знаний по психологии
с рассмотрением вопросов, касающихся изучения личности, общения, эмоций,
возрастных аспектов развития психики, а также формирование психологических
умений: устанавливать психологический контакт с пациентом, сопереживать,
определять роль психического фактора в этиопатогенетических
механизмах различных болезней, их течении, компенсации и декомпенсации. О вопросах подготовки
врача к взаимодействию с пациентом указывается в работах [9, 10, 35]. Большое
количество исследований посвящено проблеме профессионального становления
врача, изучению психологических и этических аспектов медицинской профессии
[3, 6, 19, 20, 26, 33, 46, 47 и др.]. Исследователи утверждают, что от
профессиональной компетентности врача зависит его успешность функционирования
в коллегиальной медицинской среде, в межличностном общении в системах:
врач-пациент, врач-родственники
пациента, в формировании и сохранении своего собственного потенциала здоровья
и повседневного саногенного поведения [1]. В этой связи особую роль играет преподавание медицинской
психологии на старших курсах всех медицинских специальностей, которая в
медицине играет интегративную междисциплинарную
роль, актуализируя все полученные знания по биоэтике, психологии, педагогике,
социальной гигиене и организации здравоохранения, психиатрии, неврологии,
педиатрии, терапии.
В тоже время, психологические знания и навыки
позволяют медицинским работникам, одновременно сопереживая своим пациентам,
не выгорать эмоционально. Ведь синдром эмоционального выгорания медицинского
работника довольно частое явление в наши дни, достигающий от 26 до 80 % (от
врачей общей практики до врачей-психиатров) [36, 38]. Только при условии
осуществления качественной психологической подготовки будущих врачей возможно
повышение эффективности лечебного процесса.
Исследования последних лет свидетельствуют о
том, что практически во всех областях медицины можно выделить психологический
аспект заболеваний в целях более глубокого понимания болезни и обеспечения
эффективного лечения. Среди важнейших проблем медицинской
психологии – взаимодействие психических и соматических процессов при
возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления
о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни (в том
числе психической), формирования адекватных личностных установок, связанных с
лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в
терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов
и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований,
хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного
максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента [16,
42].
Тенденцией современной психологической науки
является идеографическое направление, связанное с исследованием личностных,
профессионально важных качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности [39], актуальны психологические
исследования личности пациентов, страдающих различными заболеваниями и
публикации, отражающие аспекты психокоррекции,
психотерапии и реабилитации пациентов [17, 25, 32, 43, 44]. Остаются в центре
внимания психологов проблемы эвтаназии, врачебной этики при общении с
конкретными больными и при конкретной патологии [2, 15, 20, 37].
Медицинская психология принимает участие в
решении практических задач психиатрии – имея свой собственный предмет и
логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в
осуществлении психокоррекционных,
психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на
адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические
исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной
психиатрии [8, 14, 28, 22, 27]. В решении теоретических и практических задач
медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух
взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к
настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах,
основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики
человека (общая психология), с другой - знание собственного предмета,
отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в
когнитивных процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью
(патопсихология).
Немаловажной проблемой современности вообще и
медицинской психологии, в частности, является проблема здоровья. Так, в психосоматике наряду с концепцией внутренней картины
болезни появляется концепция внутренней картины здоровья. Исследователи
выделяют различные аспекты, виды (физическое, психическое, психологическое,
духовное, социальное), критерии и объяснительные модели здоровья. В
России и за рубежом сложилось научно-практическое направление – психология
здоровья [4, 30]. В работах этих исследователей проявляется синтез
естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психологического
здоровья личности, исследуются ценности и смысложизненные
ориентации, духовные, творческие измерения человека. Внимание к здоровью
отдельного человека означает ориентацию общества на общечеловеческие
ценности.
В рамках Международного научного конгресса
«Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей» 4-5
декабря 2008 года в г. Тамбове состоялась Международная научная конференция
«Научные основы развития концепции охраны здоровья
здорового человека». Участники форума говорили о комплексном подходе
для решения задач по сохранению здоровья. Нормальное физиологическое
состояние человека невозможно без таких ресурсов, как чистый воздух и вода,
безвредные в экологическом отношении продукты. На заседании затрагивалась
проблема о недостатке информации по вопросам профилактики, диагностики
заболеваний на ранних стадиях. Академики отмечали, что сохранение здоровья в
большей мере зависит от личности самого человека, от его жизненной позиции,
активности. Главная задача, которую поставили перед собой участники
конгресса, заключается в том, чтобы люди стали заботиться о своем здоровье.
Только в этом случае можно решить проблему преждевременной смертности, увеличения
продолжительности жизни, улучшения демографической ситуации в нашей стране.
Особенно актуальны в наши дни – в ситуации
неопределенности и экономической нестабильности – проблема дистресса, посттравматического стрессового расстройства
(ПТСР) и совладающего поведения (копинга) [5, 7, 21, 31, 34, 40, 41]. Под «копингом» (от англ. to соре — справиться, совладать) подразумеваются постоянно
изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими
внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение
или превышают возможности человека справиться с ними. Установлено, что совладающее поведение реализуется посредством применения
различных копинг-стратегий на основе ресурсов
личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная
поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция»,
позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое
мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным
связям) и другие психологические конструкты. Медицинские
психологи осуществляют разработку дифференцированных мер психологической
поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах (терроризм,
миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы,
природные катаклизмы и т.д.).
С развитием компьютерных и игровых технологий
появляются новые проблемы, стоящие на пути развития медицинской психологии – кибераддикция (компьютерная зависимость) и лудомания (игромания, гемблинг) [11, 13, 18 и др.]. Исследователи изучают
факторы, предрасполагающие к кибераддикции и
зависимости от игр, стадии ее развития, особенности личности с выраженной
игровой аддикцией, обосновывается специфика
психологической помощи на разных стадиях развития лудомании.
Хочется заметить, что технический/технологический прогресс не стоит на месте
– в настоящее время темпы компьютеризации превышают темпы развития всех
других отраслей и без компьютеров и компьютерных сетей, которые стремительно
внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, не
обходится сегодня ни один современный человек. По-видимости, каждый человек
должен самостоятельно ограничивать вход компьютера в его жизнь, но, учитывая
то, что количество людей, попадающих в зависимость, растет с каждым днем,
этот вопрос требует детального изучения со стороны психологической науки.
Еще одной тенденцией развития современной
медицинской психологии, на наш взгляд, являются новые направления в
применении лабораторного метода исследования. Кроме арсенала
психодиагностических методик психолог применяет физиологические,
биологические методы исследования, например, «Варикард
2.5.1» (аппарат для исследования вариабельности сердечного ритма - выдается общая оценка регуляторных
систем), аппарат «Биосвязь» (аппаратно-программный
комплекс для коррекции расстройств функциональных систем организма путем
преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные
сигналы обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» по ЧСС, ЧД, ЭЭГ, ЭМГ, КГР), «Нейрокор 3.1С» (предназначен для
проведения лечебных сеансов с использованием метода БОС
в составе комплекса медицинского назначения) и др. Эти приборы служат не
только диагностическим, но и коррекционным инструментарием, к примеру, в
плане снятия психо-эмоционального напряжения [45].
Кроме всего, это позволяет исследователям применять ряд оригинальных
статистических методов исследования
[24].
Литература:
1.
Бакирова З.А., Амиров А.Ф., Куксо П.А., Мочалов С.М.
Компетентностный подход к преподаванию основ
медицинской психологии // Психолого-педагогические аспекты совершенствования
качества медицинского и фармацевтического образования: Материалы
Всероссийской научно-методической конференции. - Т. 1. – Самара: Издательство
СамНЦ РАН, 2009. - С. 27-31.
2.
Бордак С.Н. Проблема
эвтаназии: гуманность и врачебный долг // Актуальные
проблемы медицины. – Гомель, 2005. – Вып. 6. – Т.
1. – С.66-67.
3.
Васильев В.С. Воспитание экуменических основ
веротерпимости, гуманизация медицины – важнейшие
цели в этической подготовке врача в третьем тысячелетии // Журнал
Гродненского государственного медицинского университета. – 2005. – № 2. – С.108-109.
4.
Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья
человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,
заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352 с.
5.
Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир
психологии. – 2004. – № 2. – С. 119-124.
6.
Горелова Л.Е. Высокие идеалы врачебной профессии // Рус. Мед. Журн. – 2004. – Т.12. – №21. – С.1224-1225.
7.
Дементий Л.И. К проблеме
диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения
// Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 3. – С. 20-25.
8.
Дементьева Н. Ф., Чеботова В. Ю.
Состояние психического здоровья бездомных как фактор, способствующий
формированию бездомности и затрудняющий социальную интеграцию этой категории
лиц // Медико-социальная экспеpтиза и pеабилитация.
– №3. – 2009. – С 49-52.
9.
Дуброва В.П. Некоторые аспекты психологической подготовки
врача к терапевтическому взаимодействию с пациентом // Психологическая наука
и образование. – 2000. – №3. – С.62-66.
10. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях
студентов высшей медицинской школы // Психологическая наука и образование. – 2000. – №4. – С. 50-59.
11. Ениколопов С.Н., Умняшкина Д.А. Психологические проблемы патологического
влечения к азартным играм // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С.82-99.
12. Задорожнюк И. Е. Книга о путях
развития медицинской психологии и оптимизации психического здоровья //
Вопросы психологии. – 2003. - №1. - С.133-141.
13. Заховаева А.Г., Урсу А.В. Девальвация личности: от homo
ludens к лудомании // Философия и общество. – 2008. – №4. –
С.110-117.
14. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н., Митина О.В. Нарушения чувства юмора у
больных шизофренией и аффективных расстройствах //
Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 45-57.
15. Ивашев В.В. Как
формулировать "смертный" диагноз // Журнал практического психолога.
– 2000. – № 3-4.
16. Иржевская В.П., Рупчев Г.Е., Тхостов А.Ш.,
Морозова М.А. Проблема инсайта в современной
патопсихологии // Вопросы психологии. – 2008. – №2. –С. 145–153.
17. Киян И.Г Острый лимфобластный лейкоз в детском возрасте. Психологический
аспект. Обзор литературы.// Журнал прикладной психологии. – 2003. – №2.
18. Коваль Н. А., Мильруд Р. П. Игромания как
следствие ценностного выбора личности в условиях неопределенности // Человек
в условиях неопределенности: Сборник материалов Всероссийской конференции
18–19 мая 2006 г.
– Новосибирск, 2006. – С. 256-268.
19. Коренюгина Т.Ю. Диалог
как средство нравственного развития студентов-медиков // Вопросы психологии.
– 2007. – № 3. – С.169-176.
20. Коренюгина Т.Ю.
Развитие представлений о психологических и этических аспектах сестринского
дела // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 153-160.
21. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности // Человек в условиях
неопределенности: Сборник материалов Всероссийской конференции 18–19 мая 2006 г. – Новосибирск,
2006. – C. 24-36.
22. Корнилов А.П., Булыгина
В.Г., Корнилова Т.В. Синдром гиперактивности и
дефицита внимания у здоровых и психически больных подростков // Журнал
практического психолога. – 2000. – № 3-4.
23. Королева А.П.
Эмоционально-образная терапия в психосоматической медицине // Журнал
практического психолога. – 2000.
– № 3-4.
24. Корсакова Н.К. Судаков
С.А. Мясоедов С.Н. Кластерный анализ в клинической психологии // Вестник
Московского университета. Серия 14: Психология. – 2006. – №3. – С.85 -92.
25. Красилова Е.В., Дашина М.Г.,
Морозова О.Н. Анализ клинико-психологических особенностей и трудностей
адаптации инвалидов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения //
Медико-социальная экспеpтиза
и pеабилитация. – 2009. – №3. – С. 3-6.
26. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В.
Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - М., ВУНМЦ, 2001. –
304с.
27. Кузнецова С.О.
Психологические особенности враждебности при психической патологии // Вопросы
психологии. – 2007. – №5. – С. 89-99.
28. Ланд Ю.Б. Особенности
организации и формы психологической работы с молодыми инвалидами в
психоневрологическом интернате // Медико-социальная экспеpтиза и pеабилитация. –
2009. – №3. – С 21-24.
29. Михальченко В.Ф., Шилина СВ. Врач и пациент в стоматологической практике:
структура взаимоотношений. – Волгоград, 2003.
30. Никифоров Г.С.
Психология здоровья. – СПб, 2002.
31. Падун М. А.,
Загряжская Е. А. Психологический дистресс у
индивидов с различными когнитивными стилями // Психологический журнал.
– Т. 28. – 2007. – №4. – С. С.47 – 58.
32. Первова И.Л. Диагностика
и лечение детской и подростковой депрессии // Вопросы психологии. – 1999. - №
3. – С. 107-117.
33. Перес Ловелле Р., Кудрявая Н.В.
Психологические основы деятельности врача. –
М., ВУНМЦ, 1999. – 204с.
34. Полетаева А.В. К проблеме
исследования переживания психической травмы: от неизбежности потери к
трансформации и личностному росту [Электронный ресурс] // Сибирская
психология сегодня: сб. тр. – 2004. - URL:
http://www.spf.kemsu.ru/portal/psy2004/3.4.htm (24.04.08).
35. Русина Н.А., Барабошин
А.Т. Медицинская психология в медицинском вузе: реалии и перспективы // Традиции и инновации преподавания
психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования:
Материалы научно-методической конференции. –
Чебоксары, 2009. – С. 100-102.
36. Салмина-Хвостова О.И. Повышение
психологической компетенции и профилактика «эмоционального выгорания» у
врачей // Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на
различных этапах медицинского образования: Материалы научно-методической
конференции. – Чебоксары, 2009. – С.
155-158.
37. Сапёров В.Н. Врач и
больной: традиционные и новые деонтологические
аспекты // Новые Санкт-Питербургские врачебные
ведомости. – 2001. – №3. – С. 90-93.
38. Смирнова О.Ю., Худяков
А.В., Матисен Т.Г., Жмуркина
Е.Э., Короткова Н.Л., Пануева Т.Е., Халезов А.Л., Ямушева Т.A.
«Эмоциональное выгорание» у медсестер психиатрической больницы // Медицинская
сестра. – 2007. – N 1. –
С.34-36.
39. Собчик Л.Н. Актуальные
проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического
психолога // Московский психологический журнал. – 2004. –
№3.
40. Тарабрина Н.В.
Теоретико-эмпирическое исследование посттравматического стресса //
Психологический журнал. – 2007. – Т.28. – №4. – С.5-12.
41. Торчинская Е.Е. Роль
ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу
(на примере спинальных больных) // Психологический журнал. – Т. 22. – № 2. –
2001. – С. 27 – 35.
42. Хвостова С.А. Психология
личности больных остеопорозом и с переломами //
Современные проблемы науки и образования. – 2008. – №3.
43. Чемерис Е. А. Психологическое
исцеление аллергии методом эмоционально-образной терапии // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. – 2008. - N4. - С. 9-13.
44. Шахсуварян С. Б., Андрианов О.В., Поляков
Б.И. Клинико-деонтологические аспекты реабилитации
больных злокачественными опухолями
гортани // Мир психологии. – 2007. – № 1. – С. 210-213.
45. Ягупов П.Р., Ковалева Н.И.,
Романюк С.С., Корнеева Н.А., Иванова З.Г Лечение синдрома вегетативной
дисфункции у пациентов молодого возраста (студенческий коллектив) в
амбулаторных условиях с помощью аппарата УРПВД-01 // Бюллетень Волгоградского
научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области. – 2008. – № 2.
46. Ясько Б.А. Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности
врача // Психологическая наука и образование. –2003. – №2. – C.
52-62.
47. Ясько Б.А. Психология
личности и труда врача. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - –
304 с.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:61
Дьячкова Е.С. Медицинская психология: к вопросу об актуальных проблемах и тенденциях развития
(обзор литературы). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|